07 декабря 2019 12:40

Вагон особого назначения

В «послужном списке» уникального вагона немало страниц, отражающих бурную политическую и военную историю двадцатого столетия

Железнодорожные реликвии – это своего рода столбики исторического километража. Ими можно иллюстрировать не только 180-летнюю хронику российских железных дорог, но и целых трёх эпох – дореволюционной, революционной и советской. Одна из таких реликвий находится на дальнем рубеже Транссибирской магистрали – в Хабаровске, административном центре Дальневосточного федерального округа. Это вагон Блюхера.
Бронированный штабной вагон-салон был построен в 1915 году в городе Ростове-на-Дону. Длина вагона – 21,5 м, вес – 74,6 тонны. В годы Первой мировой войны вагон предназначался для использования руководством военной ставки императора Николая II.

В «послужном списке» уникального вагона, которому более сотни лет, есть и другие факты, отражающие нашу бурную политическую и военную историю двадцатого столетия. Во время Гражданской войны (а на Дальнем Востоке она закончилась позднее, чем в европейской части страны, – в 1922-м) он находился в распоряжении Военного министерства и командования Народно-революционной армии Дальневосточной республики.

В 30-е годы вагоном пользовался видный военачальник Василий Блюхер (1890–1938), жизнь и служба которого были тесно связаны с Дальним Востоком. Это легендарная фигура в истории не только края «у границ земли дальневосточной», но и всей страны. Бывший слесарь Мытищинского вагоностроительного завода участвовал в Первой мировой и за храбрость был награждён двумя Георгиевскими крестами. А после революции 1917 года стал первым кавалером орденов Красного Знамени и Красной Звезды, одним из первых Маршалов Советского Союза.

В 1921–1922 годах Василий Константинович был военным министром и возглавлял Народно-революционную армию Дальневосточной республики. Потом находился в командировке в Китае, где был главным военным советником при китайском революционном правительстве. В 1929 году части Красной армии под его командованием победили белокитайские войска, развязавшие военный конфликт на КВЖД – Китайско-Восточной железной дороге. Тогда же была сформирована и Особая Краснознамённая Дальневосточная армия (ОКДВА), которую возглавил Блюхер.

Но на этом история вагона не кончается. В годы Великой Отечественной войны он в качестве штабного вагона-салона следовал за наступавшими войсками Красной армии и использовался Маршалами Советского Союза Георгием Жуковым, Константином Рокоссовским и Иваном Баграмяном.

С 1976 года вагон был приписан к отдельной железнодорожной бригаде и использовался её командиром как штабной. Затем его передали Дальневосточному военному округу. А с 5 мая 1987 года эта историческая реликвия является экспонатом окружного Военно-исторического музея в Хабаровске.

Процедура транспортировки частично бронированного вагона на место новой стоянки оказалась непростой. Дело в том, что с 1982 года в силу технической необходимости он находился на железнодорожной станции Хабаровск-1. Вагон подняли и с помощью кранов погрузили на трейлер. Чтобы не перекрывать движение в самом центре города, транспортировку проводили в ночное время. Трейлер с необычным грузом проследовал по главной улице – Карла Маркса. Правда, для этого пришлось временно демонтировать контактную троллейбусную сеть.

Вагон установлен сегодня на открытой смотровой площадке музея, где выставлены подлинные образцы военной техники и оружия с 30-х годов прошлого века и до начала нынешнего. Вокруг самого популярного музейного объекта даже легенды витают. Одна из них гласит, что именно в этот вагон был доставлен приказ Временного правительства, в котором Николаю II предлагали отречься от престола. И что якобы в этом штабном вагоне последнего правителя из династии Романовых под надзором членов Думы и Временного правительства отправили в Петроград. Но ни подтвердить, ни опровергнуть эту легенду не представляется возможным.

Считалось также, что с 1976 года вагон использовался в качестве мобильного пункта управления командующих войсками Дальневосточного военного округа генералов Василия Петрова и Ивана Третьяка. Об этом, в частности, было сказано в музейном путеводителе, выпущенном в Хабаровске в 1990 году. Но это не соответствовало действительности – в новую эпоху необходимости в штабном вагоне у командующих огромнейшим в то время военным округом уже не было.

Однако легенды опровергать не стали – кому они мешают? Но если без легенд, то часть оригинальных материалов интерьера и сантехнику на рубеже 1950-х заменили в вагоне на более современные, а позднее обновили и электрооборудование.

Как бы то ни было, вагон особого назначения и сейчас в строю. В строю музейном. И если канцлер Германии Ангела Меркель однажды вдруг захочет проехать по самой длинной в мире железной дороге – российскому Транссибу (как об этом писали некоторые издания), то, возможно, заинтересуется и вагоном маршала Блюхера. И узнает о том, что хотя Блюхер – фамилия немецкая, сам он был чистокровным русаком. Откуда же у него такая фамилия?

Дело в том, что один из предков Василия Константиновича, крепостной крестьянин, призванный в армию во время Отечественной войны 1812 года, отличился в боях против армии Наполеона. Домой, в Ярославскую губернию, он вернулся – вся грудь в боевых наградах. По прихоти хозяина-помещика герой получил прозвище Блюхер – в честь прусского фельдмаршала Гебхарда Блюхера, прославившегося в знаменитой битве при Ватерлоо. А со временем прозвище, как это часто бывает, стало фамилией...

Однако музейный экспонат имеет отношение и к более поздней истории Германии, причём самое прямое. В июле победного 1945 года этот вагон был в составе правительственного поезда, на котором в поверженную Германию прибыла советская делегация для участия в Потсдамской конференции (17 июля – 2 августа 1945 года). На ней, как известно, были закреплены итоги победы стран антигитлеровской коалиции над фашистской Германией и обсуждались проблемы послевоенного устройства Европы.

Вторая мировая завершилась 2 сентября 1945 года на Дальнем Востоке. Сюда, на берег могучего Амура, волею судьбы исторический штабной вагон вернулся вновь. Ныне у многочисленных российских и зарубежных гостей это один из самых популярных объектов города боевой славы, каковым является 650-тысячный Хабаровск.

Владимир Рощупкин
Хабаровск – Москва
Фото автора



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Выбор редакции

Летний призыв