01 апреля 2020 19:49

Выстоять в конкурентной борьбе

Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП)

В период восстановительного роста российской экономики самое важное – определение стратегических путей развития как страны, так и ключевых отраслей и ключевых компаний. Клиентоориентированность, новые технологии, оптимальное соотношение цены и качества услуг, расширение портфеля продуктов, эффективно работающие инфраструктурные компании получают и дают возможность получить максимальную долю роста спроса и резко нарастить рынки.

Учитывая готовность ОАО «РЖД» меняться исходя из требований клиентов, у компании, на наш взгляд, есть хорошие шансы реализовать амбициозные планы развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

По предварительным результатам ежегодного опроса РСПП по состоянию деловой среды, 55% оценивают текущее состояние железнодорожной инфраструктуры как хорошее. При этом должен отметить, что показатель 2017 года несколько лучше, чем 2016-го.

Важно понять, как будет трансформироваться деятельность инфраструктурной монополии, как будет меняться соотношение государственного и частного секторов в отрасли, какие возможности будут созданы для бизнеса. Необходимо, безусловно, обновлять отраслевую стратегию, целевую модель транспортного рынка на ближайшие 5–10 лет и разрабатывать дорожные карты по их достижению. На мой взгляд, съезд – это как раз повод обсуждать стратегические направления развития отрасли до 2025 года.

Необходимо обеспечить долгосрочную тарифную стабильность и ёмкость тарифного регулирования. Мы слышим уже не первый год, что тарифы не будут превышать уровень инфляции, но бизнесу хотелось бы устойчивости тарифов. Понятно, что не всё зависит от РЖД, это решение правительства. И то, что есть готовность зафиксировать тарифы на семилетний период на уровне, не превышающем инфляцию, – это, на наш взгляд, большой, не буду говорить «подарок» для промышленности, для грузовладельцев, грузоотправителей, но эта та стабильность, в которой мы нуждаемся. При стабильных тарифах на железнодорожные перевозки железнодорожники, наверное, вправе рассчитывать на более предсказуемую ситуацию с ценообразованием на поставляемые в отрасль товары и услуги.

Регулирование вагонных парков. Государство одновременно запрещает сроки продления службы вагонов, субсидирует вагоностроение и при этом восстанавливает налог на движимое имущество. А ещё утилизационные сборы, которые постоянно индексируются. В результате в настоящее время промышленность сталкивается с дефицитом вагонов, с ростом стоимости нового парка и транспортной составляющей в целом. На наш взгляд, действия государства, РЖД и частного бизнеса должны быть более согласованны и направлены на создание сбалансированного рынка, развитие партнёрства всех участников рыночных отношений на благо потребителей.

Перспективные инвестиции РЖД. Инвестиции оцениваются в 7,7 трлн руб., это фактически удвоение производственных фондов РЖД. При формировании источников для инвестиций необходимо не допустить финансирования масштабных проектов за счёт роста тарифов для грузовладельцев. В этой связи важно разрабатывать и финансовые инструменты, в частности инфраструктурные облигации, ряд других инструментов, чтобы источники финансирования этих инвестиций были диверсифицированы. Важно оценить, насколько продвигаемые проекты способствуют росту конкурентоспособности железных дорог и повышению уровня сервиса для клиентов.

Скорость доставки грузов. Пока это достаточно узкое место, в том числе из-за проблем с координацией с партнёрами. Внедряя технологические решения, в том числе на основе цифровых технологий, РЖД должны координировать свои усилия с другими участниками логистических звеньев, цепочек. Иначе будет возникать риск «бутылочного горлышка». Для клиента ведь не важно, за счёт кого или чего возникли проблемы.

Учёт интересов не только крупных, но малых и средних компаний грузоотправителей. Качество услуг и гибкость взаимодействия с клиентами эффективной сервисной компании не должно зависеть от того, является ли она отправителем одного контейнера или сотен вагонов. В противном случае сегмент малого и среднего предпринимательства уйдёт к другим видам транспорта, в первую очередь к автомобильным перевозкам. Такая конкуренция, как мы знаем, является достаточно реальной.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31