21 ноября 2019 07:17

Железная дорога на орбиту

12 января 2007 года исполняется 100 лет со дня рождения главного конструктора ракетно-космических систем Сергея Королева. Сегодня мы публикуем материалы, посвященные как истории, так и нынешним будням космонавтики.

По сути, вся отечественная ракетно-космическая промышленность началась с придуманного Королевым спецпоезда, доставившего в феврале 1947 года из поверженной Германии на подмосковную станцию Подлипки остатки «оружия возмездия» – ракеты «Фау-2».

В этом составе было более 80 вагонов, в том числе много бронированных. Он имел собственную электростанцию и цистерны с компонентами ракетного топлива (жидкий кислород и спирт), запасы воды и продовольствия. Спецпоезд привез как собранные в Германии ракеты А-4, так и детали к ним. Стартовое и лабораторное оборудование, бронемашина для наблюдения за пуском ракеты, подъемно-транспортный механизм, узел связи, станочный парк, шкафы с документацией – вот неполный перечень этого ценного груза. Сергей Павлович лично позаботился о бытовых условиях. В поезде были вагон-баня, вагон-ресторан, «медицинский» вагон. Сам Королев разместился в штабном вагоне с небольшим конференц-залом.

Фактически это был передвижной жилой городок, научно-исследовательский институт, опытно-конструкторское бюро и летно-испытательный полигон в одном флаконе.

Подмосковный Калининград (ныне Королев) со станцией Подлипки выбрали для конечной остановки спецпоезда, поскольку там находились НИИ-88, артиллерийский завод, аэродром истребительной авиации с подходящим для размещения ракет ангаром и возводимый пленными немцами жилой массив для будущих сотрудников. Именно туда и прибыли в феврале 1947 года первые десять собранных в Германии ракет. Еще десять были собраны из трофейных деталей уже в Помосковье. И в сентябре того же 1947 года спецпоезд с двадцатью ракетами отправился на испытательный полигон в Капустин Яр, расположенный в междуречье Волги и Ахтубы. Полигоном это место стало только после прибытия спецсостава, поскольку до этого там ничего, кроме нескольких саманных домиков местных жителей, брезентовых палаток и наспех вырытых землянок, не было. Всего за месяц здесь возвели стартовую позицию с бетонным основанием и пусковым столом, прибывшим с поездом, огневой стенд для наземных испытаний ракет, монтажно-испытательный корпус (на деле – дощатый, продуваемый ветрами сарай), несколько станций для отслеживания полета ракеты, службу единого времени, заправочное хозяйство и т.д. «Конференц-залом» для заседаний госкомиссии стал старый списанный автобус. Трудно поверить, но первую ракету на новом полигоне сорокалетний тогда Сергей Королев запустил уже 18 октября 1947 года, то есть на освоение трофейной техники ушло меньше года.

Работая в ОКБ-1 С.П. Королева, я много общался с пассажирами «ракетного» спецпоезда. По их воспоминаниям, условия жизни в Капустином Яре были тяжелыми. Невыносимая жара летом и жуткий холод зимой в вагонах, где порой не было вентиляторов и обогревателей, не говоря уже о кондиционерах, о которых тогда никто и не слышал. Зимой вода замерзала прямо в ведрах. Но труд этих людей, руководимых Сергеем Королевым, открыл дорогу в космос.

Валерий БУРДАКОВ,
ветеран РКК «Энергия»
имени С.П. Королева,
доктор технических наук, профессор,
заслуженный деятель науки РФ




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Выбор редакции

Летний призыв