21 января 2020 15:05

Управлять – наука и искусство

Непрерывное образование руководителей требует современной учебной базы и передовых форматов обучения

Ведущие отечественные и зарубежные компании активно развивают персонал на базе собственных корпоративных университетов и академий. «Гудок» выяснил, как построена система обучения в Корпоративном университете РЖД.
Роман Баскин, директор Корпоративного университета РЖД
– Роман Валерьевич, железнодорожные вузы дают крепкое высшее образование. Для чего ОАО «РЖД» нужен Корпоративный университет?
– Задача классического вуза – дать профессиональные знания для работы в отрасли. Её успешно решают девять отраслевых вузов: полученные здесь знания, прежде всего технические и технологические, универсальны для железнодорожного транспорта.
Но сегодня каждый участник рынка предъявляет к персоналу свои уникальные требования, определяющие конкурентные преимущества бизнеса. Речь идёт прежде всего об управленческих компетенциях. Именно с ними работают корпоративные университеты в России и мире.
Динамичное формирование транспортного рынка потребовало от РЖД новых подходов к развитию руководителей. Для их реализации в 2010 году в формате внутренней бизнес-школы и был создан Корпоративный университет. Таким образом, железнодорожные вузы и Корпоративный университет, решая различные образовательные задачи, совместно формируют комплекс профессиональных и управленческих компетенций современного руководителя.
Более того, наш университет, не ограничиваясь только обучением, задействован во множестве HR-процессов компании, связанных с разработкой моделей компетенций, оценкой персонала, формированием кадрового резерва, молодёжными проектами.

– Бытует мнение, что Корпоративный университет – это высшие курсы повышения технической и технологической квалификации работников.
– Это не так. Речь скорее о высших курсах повышения управленческой квалификации. Наши программы схожи с форматом бизнес-школы: развивая управленческие навыки, мы работаем с установками, мышлением, культурой руководителей. Важно, чтобы обучение встряхнуло людей, чтобы в наших аудиториях они выходили за рамки привычной среды и рутины типовых задач. А значит, не обойтись без тренингов, деловых игр, бизнес-кейсов, дискуссий, мастер-классов и, конечно, проектной работы. Здесь главная цель – научиться видеть будущее компании во взаимосвязи с внешним миром, со стремительной динамикой новых технологий и рыночных трендов.

– Как вы достигаете этой цели?
– На это направлены более 150 наших очных и дистанционных программ, охватывающих все области как общего, так и железнодорожного менеджмента. Среди них корпоративное управление, экономика, навыки коммуникаций, клиентоориентированность и маркетинг, технологический аудит, бережливое производство, менеджмент безопасности движения и многое другое.
Ключевой элемент этой системы – программы подготовки кадрового резерва руководителей, состоящие из нескольких очных модулей и обучения на портале университета. Их основные принципы – последовательность прохождения и отбор лучших для перехода на следующую ступень обучения. А инструмент отбора – рейтинг успешности освоения знаний и мотивации к развитию.
Многим уже знакомы две ступени – их выпускниками с 2010 года стали несколько тысяч руководителей. Первая – «Корпоративный лидер», по сути, управленческий минимум для тех, кто видит свою карьерную траекторию и готов развиваться. Программа является обязательной для кандидатов в кадровый резерв, и к нам приезжают не только состоявшиеся руководители, но и перспективная молодёжь. Её основные темы – лидерство, работа в команде, управление персоналом, основы финансов, тайм-менеджмент. В ходе обучения каждый слушатель разрабатывает индивидуальный план развития как навигатор управленческого роста.
Вторая ступень – «Корпоративный менеджмент» – программа для слушателей, вошедших в кадровый резерв. Она развивает классические бизнес-компетенции: управление проектами, рисками, инновациями, доходами и затратами. А итоговый проект – «Образ будущего компании» – связывает эти знания с направлениями деятельности холдинга – грузовые, пассажирские перевозки, тяга, инфраструктура, логистика.
К третьей ступени мы подошли в этом году, открыв программу «Корпоративная стратегия» для лучших выпускников второй ступени. Её цель – научить чувствовать темпы изменений, различать тактические и стратегические задачи, уметь прогнозировать бизнес в нестабильной внешней среде.
Понимая, что наряду с управленческими и профессиональными компетенциями в мире стремительно возрастает роль компетенций цифровых, мы пошли на некоторый риск: включили в новую программу весьма сложные области знаний – разделы прикладной математики и компьютерное моделирование. Не забыли мы про Big Data, Интернет вещей, блокчейн и всё, что активно обсуждается как технологии ближайшего будущего. На наш взгляд, получилось интересно.
В финале каждый слушатель представит проект, идея которого – связать полученные математические навыки с умением анализировать потоки информации, а на этой основе формулировать и обосновывать бизнес-стратегию. Первый поток – 200 человек – завершит обучение летом 2018 года.
Успешное обучение по трём программам наряду с профессиональными достижениями и результатами оценки компетенций становится одним из ключевых условий включения в базовый и корпоративный уровни кадрового резерва.
Отдельным важным направлением работы в компании является формирование резерва на высшие руководящие позиции. И эта пусть и немногочисленная группа руководителей, прошедших тщательный отбор, доказавших свою эффективность на практике, не должна выпадать из поля зрения корпоративного образования. Для них мы создаём специальный образовательный формат, важнейшим элементом которого стала Программа развития стратегического резерва, разработанная нами совместно с ведущими бизнес-школами и консалтинговыми компаниями. В сентябре этого года по ней начали обучение 60 руководителей компании, из них 5 человек – лучшие участники молодёжного проекта «Лидеры перемен».
Программа очень напряжённая: шесть модулей развивают и дополняют базовые знания и навыки, полученные на всех этапах управленческой карьеры и обучения. Мы наполнили её очень серьёзной тематикой в области стратегического управления крупными компаниями, мастер-классами известных российских и зарубежных спикеров, а главное – определили формат итоговых бизнес-проектов, каждый из которых курируется одним из руководителей холдинга, а в аттестационную комиссию вошли члены правления ОАО «РЖД». Защита проектов состоится в феврале будущего года.

– В чём, по вашему мнению, особенности корпоративного бизнес-образования в такой крупной производственной компании, как «РЖД»?
– Нахождение университета в периметре холдинга, в единой с ним информационной среде, позволяет гибко актуализировать программы не только сообразно с изменениями внешней среды, но и исходя из задач компании.
При этом университет должен говорить со слушателями на одном профессиональном языке – это наш главный принцип. Больше половины наших преподавателей имеют железнодорожное образование и производственный опыт.
Особенностью университетов крупных корпораций является огромный для бизнес-образования поток слушателей: если стандартная бизнес-школа выпускает несколько групп в год, то через наши программы их проходят сотни. Это требует от нас чёткости и стандартизации процессов, но при этом мы не имеем права превратить учёбу в безликий конвейер. А значит, обучение должно опираться на творческий подход, на профессионализм преподавателей, на их педагогический талант.
И ещё один нюанс, создающий в аудиториях творческую атмосферу. Мы формируем группы из представителей разных вертикалей и регионов, ведь ценность бизнес-образования ещё и в поддержке деловых коммуникаций, дающих возможность обменяться опытом, понять проблемы коллег, найти пути решения.

– Кого вы считаете своими клиентами?
Как они влияют на развитие университета?

– Мы убеждены в главном принципе клиентоориентированности: определить ценность продукта может только клиент, а не тот, кто его производит. Это касается и обучения.
У нас две группы клиентов. Прежде всего это руководство компании и её подразделений: для них главным результатом является повышение управленческого потенциала своей команды. И именно они определяют набор и содержание программ.
Не менее важным клиентом является для нас слушатель, который непосредственно «работает» в аудитории, вовлечён в учебный процесс и будет применять на практике полученные знания. Поэтому самое пристальное внимание мы уделяем их мнению.
Это непрерывный процесс, начиная от масштабных опросов и заканчивая моим личным общением практически с каждой учебной группой. Что не понравилось? Что бы хотели изменить? Как видите инфраструктуру университета, его быт? Что «недокрутил» преподаватель? Ответы на эти вопросы помогают формировать план нашего развития. И те изменения, которые происходят в университете, появляются в том числе и благодаря обратной связи от наших неравнодушных и креативных слушателей. А таких немало.

– Корпоративному университету РЖД в этом году исполнилось семь лет – многое сделано, многое достигнуто. Какие планы в ближайшей перспективе будут реализовываться?
– За эти годы коллективом пройден путь от нулевой отметки до состоявшегося университета, одного из лидеров корпоративного образования в России. Признание профессионального сообщества делает нашу практику объектом для тиражирования во многих компаниях. Да и мы многому учимся у наших коллег по цеху. Реалии современной экономики, динамика изменений в мире требуют непрерывного обучения работников, а значит, и университет обязан развиваться непрерывно.
За существующими сегодня в РЖД ступенями бизнес-образования неизбежно будут появляться новые. Наш опыт показывает, что каждые три года необходимо запускать новую ступень программ: ведь совершенствуется стратегия холдинга, меняются отношения на транспортном рынке, приходят новые технологии – этому надо учить.
Очень важен охват обучением всех уровней управления. В 2018 году мы планируем открыть программы для перспективных руководителей среднего звена – кандидатов в кадровый резерв. Это огромная аудитория слушателей. Начнём с программы «Корпоративный лидер»: сейчас мы дорабатываем её для этой масштабной задачи.
Будем внедрять и идеологию «открытых» форматов для мотивированных на обучение работников. Мы начали формировать для этого набор дистанционных курсов и механизм «самозаявления».
А глобальный тренд, связанный с индивидуализацией обучения, будет поддерживаться за счёт возможности самостоятельного выбора дополнительных курсов лучшими выпускниками наших программ.
С точки зрения новых технологий обучения будем держать руку на пульсе и внедрять всё самое передовое – видеообучение, виртуальную реальность.
Очень важным мы считаем проведение регулярных мастер-классов ведущими мировыми и отечественными спикерами по тематике инноваций, технологий будущего, современных взглядов на экономическую среду. Это позволит поддерживать культуру видения будущего в компании.
Особое место в наших планах занимает создание современной учебной инфраструктуры – мы убеждены в том, что она должна соответствовать мировым трендам в этой области, а главное – быть комфортной для слушателей и служить примером инноваций.
Одним словом, инициатив много, в рамках одного интервью обо всём рассказать трудно.
Скоро мы запускаем обновлённую версию нашего интернет-сайта, на страницах которого будем представлять всё то, что происходит в университете, и, конечно, ждать предложений в разделе «Банк идей».

Беседовала
Елена Александрова





Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Выбор редакции

Летний призыв