17 января 2020 19:27

Смена вектора

Евгений Семёнов, исполнительный директор союза «Объединение вагоностроителей»

Тележка 18-194-1 используется для производства широкой линейки инновационного подвижного состава, в частности полувагонов, вагонов-цистерн и вагонов-платформ. При прежнем руководстве УВЗ лицензионные договоры на её использование буквально раздавались, тогда спрос превышал предложение. Договоры были заключены с «Алтайвагоном», Новозыбковским машиностроительным заводом, «Рузхиммашем» и другими вагоностроителями. С этой тележкой завод пытался также выйти в Казахстан и Белоруссию.

Но при существующем руководстве у УВЗ, видимо, другие векторы развития, заводские мощности по выпуску грузовых вагонов не загружены даже наполовину, и оно решило изменить ситуацию. Тот же «Рузхиммаш» и «Алтайвагон» сейчас отказываются от лицензионных договоров. По какой причине, для нас не известно, но Объединение вагоностроителей никак не может регулировать договорные отношения между двумя субъектами, они самостоятельно определяют условия контрактов в зависимости от ситуации на рынке.

В своё время корпорация «УВЗ» вложила значительные средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по своей разработке. С другой стороны, УВЗ сейчас также не загружен, и заводу не выгодно «делиться» документацией. Его производственные мощности позволяют выпускать до 20 тыс. вагонов ежегодно. Другое дело, нужны ли такие объёмы рынку? Сегодня баланс парка уравновешен, и, по оценке ОВС, годовой выпуск грузовых вагонов для стабильности на рынке не должен превышать 35–40 тыс. грузовых вагонов в год.

Кроме того, ничто не мешает другим предприятиям проводить НИОКР и разрабатывать новые модели тележек, вагоны и комплектующие. К примеру, Тихвинский вагоностроительный завод пошёл по такому пути – доработаны под российский рынок и поставлены на производство тележки типа Barber.

Свои конструкторские бюро и инженерные центры сейчас есть практически у всех заводов, на рынке имеются также независимые проектные организации, в том числе входящие в ОВС. Поэтому нужно смотреть на перспективу и создавать собственные продукты. Как показывает опыт, сегодня функционируют те заводы, которые имеют полный жизненный производственный цикл, начиная от производства комплектующих и до строительства вагона. При этой схеме затраты у заводов существенно меньше, так как общехозяйственные расходы плавно распределяют на все этапы производства, загружены производственные участки как под вагоностроение, так и под ремонтный рынок сбыта – в результате конечная продукция приемлема по стоимости. Предприятиям, специализирующимся на узловой сборке, трудно эффективно развиваться – цены на металл и комплектующие стабильно растут. Таким образом, собственные разработки сегодня – это конкурентное преимущество.


От редакции
«Гудок» предложил Уралвагонзаводу также высказать своё мнение о проблеме. В пресс-службе предприятия лишь на условиях анонимности ответили следующее:
– Корпорацией «УВЗ» ведутся переговоры с российскими вагоностроительными заводами по выработке направлений лицензионного сотрудничества. Детали переговоров – коммерческая тайна и не подлежат оглашению в СМИ. Наиболее эффективной площадкой для урегулирования любых споров хозяйствующих субъектов является стол переговоров. Использование мнения «независимых экспертов» в одном из наиболее уважаемых отраслевых СМИ для привлечения внимания к проблеме одного из наших партнёров по лицензионной политике не способствует поиску взаимовыгодных решений.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Выбор редакции

Летний призыв