12 июня 2021 16:37

Усатый смотритель

Кот Борис встречает и провожает поезда на главном ходу

За порядком на станции Угловка Октябрьской дороги следит необычный работник: абсолютно чёрного кота Бориса от других его соплеменников отличает знание правил безопасности и сигнальная жилетка, которую он носит как взаправдашний железнодорожник.
Работники станции Угловка, расположенной на главном ходу, рассказывают, что кот появился здесь около двух лет назад. Поселившись на вокзале, Борис почти сразу начал нести железнодорожную службу. Каждое утро Борис инспектирует территорию, проверяет, все ли работники вышли на смену.
«Иду на работу, он меня уже по голосу узнаёт, бежит следом, быстро перебирая лапами, провожает. Иногда в течение дня заходит», – рассказывает дежурная по станции Римма Шаврова.

В ведении Бориса – вокзал и пути. Свою территорию он бережёт как зеницу ока, других котов не подпускает даже близко. Оно и понятно, ведь посторонние коты не знают требований охраны труда и правил нахождения на объектах железнодорожного транспорта, а Борис их уже выучил.
«Раньше у нас жили коты, но их поезда, бывало, сбивали, а этот даже пути переходит, словно знает общие требования охраны труда. Прежде чем перейти пути, Борис смотрит сначала направо, потом налево и переходит под прямым углом, как того требуют правила. Это просто надо видеть», – говорит дежурная по станции.

Летом железнодорожники сшили Борису сигнальный жилет, теперь кот согласно всем правилам выходит к поездам, делающим остановку на станции. Особенно он любит встречать и провожать «Сапсан» и «Ласточку». Борису никто не сообщает, когда прибудут поезда, он сам прекрасно знает график их движения.
«За несколько минут до прибытия «Сапсана» или «Ласточки» он, сидя в здании вокзала, начинает мяукать и просить, чтобы его выпустили. Обязательно встречает и провожает «Сапсаны» – сначала тот, что приходит в 9.49 утра, потом следующий, в 12.25, и так далее, но особенно любит вечернюю «Ласточку». Она делает остановку в 19.08. Борька выходит к ней, обходит всех пассажиров, проверяет, всё ли в порядке. А проводив поезда, обязательно вместе с охранниками возвращается на вокзал», – рассказывает проводник Вера Дзюба.

Кот стал своего рода талисманом станции. За свою службу Борис получает зарплату – «вискасом», рыбой или колбасой. И работники станции, и даже пассажиры, которые часто ездят, души не чают в пушистом железнодорожнике.
«Все его подкармливают, а он ни от чего не отказывается. Любит вкусненькое. Мы ухаживаем за Борисом. Когда у него глазки болели, я покупала ему капли. Клеща как-то вытащила тоже», – говорит Вера Дзюба.

Даже пассажиры отмечают, что котик очень умный и невероятно предан железным дорогам. Вероятно, он мечтает работать составителем поездов, сцеплять и расцеплять вагоны. Но он не может, ведь у него – лапки.

Яна Позолотчикова,
соб. корр. «Гудка»
Санкт-Петербург
Фото автора


Справка «Гудка»
Самая известная в мире кошка, работающая на железной дороге, – Тама. Она прошла путь от смотрителя станции Киси в японском городе Кинокава до вице-президента железнодорожной корпорации.
В апреле 2006 года железнодорожная компания Вакаямы уволила всех сотрудников станций, чтобы сократить расходы. За небольшую зарплату были наняты станционные смотрители из сотрудников местных предприятий вблизи каждой станции, которые занимались этим параллельно с основной работой. Для станции Киси взяли бакалейщицу Тосико Кояма, которая опекала окрестных кошек, среди которых оказалась и Тама. Кошка выбилась в любимицы Тосико, которая в начале 2007 года предложила руководству железнодорожной компании назначить животное на должность станционного смотрителя вместо себя. Неожиданное предложение было одобрено, и с тех пор на станции Киси появилась усатая смотрительница. В её обязанности входило приветствие пассажиров, которых она встречала при полном параде – в фуражке смотрителя на голове и со специальным значком на шее. Рабочий день Тамы длился 8 часов. За работу кошка получала уютное жильё и вкусную еду. Как позже оказалось, назначение кошки на должность станционного смотрителя стало очень прибыльным решением – буквально за месяц турпоток на станции увеличился на 17%, а за годы работы кошка Тама привлекла инвестиции в экономику города Кинокава на сумму около $9 млн. Посмотреть на Таму туристы ехали со всего мира. В связи с такой популярностью кошку повысили в должности сначала до старшего станционного смотрителя, затем до исполнительного директора железнодорожной корпорации. Тама умерла в 2015 году в возрасте 16 лет. Сейчас её место занимает кошка Нитама – Вторая Тама, имеющая такой же трёхцветный окрас.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30