19 апреля 2019 12:05

Уроки демографии

На Дальнем Востоке ищут работников

Демографическая ситуация в зоне Байкало-Амурской магистрали продолжает ухудшаться, и компании требуются дополнительные меры по привлечению персонала на отдалённые станции. Об этом говорилось на круглом столе, организованном «Гудком» в Хабаровске, который был посвящён вопросам развития кадрового потенциала Дальневосточной магистрали.
Количество переселенцев из районов, где проходит Байкало-Амурская магистраль, растёт каждый год. Люди уезжают из-за высоких цен на продукты и тарифов ЖКХ, слабой системы образования и медицинского обеспечения.

По словам заместителя начальника службы управления персоналом Дальневосточной дирекции инфраструктуры Ирины Шалатовой, доля сотрудников предприятий Северного широтного хода в возрасте до 30 лет с каждым годом снижается. Состав другой возрастной группы работников – от 31 до 45 лет – достаточно стабилен, но в следующей категории персонала снова наблюдается отток.
«После 45 лет, накопив средства, люди уезжают с БАМа, приобретают жильё в крупных населённых пунктах. Из-за переезда из дирекции за последние 10 лет уволились 979 человек. Ситуация усугубляется: за девять месяцев эта цифра составила 148 работников, тогда как за весь 2016 год – 129», – говорит Ирина Шалатова.

Уже сейчас на нескольких линейных предприятиях ощущается нехватка кадров по таким массовым профессиям, как монтёр пути, электромеханик сигнализации, централизации и блокировки, слесарь по ремонту подвижного состава. Причём безработица в зоне БАМа достаточно низкая – населения в притрассовых посёлках становится всё меньше.

Сокращается и наполняемость общеобразовательных заведений. «В школе на станции Юктали когда-то было по три выпускных класса, в этом году выпускается всего шесть ребят», – рассказал заместитель начальника ДВЖД по кадрам и социальным вопросам Валерий Тюленев. Как следствие, происходит снижение количества целевиков, поступающих в железнодорожный вуз.

Конечно, на проблемных участках дороги предусмотрены меры поддержки работников. Это, в частности, зональные надбавки к зарплате и другие выплаты (в том числе за профмастерство), увеличение базового лимита компенсируемого социального пакета.

Кроме того, ОАО «РЖД» принята программа по привлечению и закреплению персонала на БАМе, которая оценивается примерно в 3 млрд руб. К примеру, на Дальневосточной дороге вводится много технологического жилья (только в этом году сдаётся восемь домов). Таким образом, приезжающие на работу молодые специалисты могут рассчитывать на служебную квартиру из жилищного фонда компании.

Строятся также модульные рабочие городки для железнодорожников-вахтовиков, которые пригодны для длительного проживания. На тех дистанциях, где имеется кадровый дефицит, сейчас развивается вахтовый метод работы с использованием ресурсов так называемых предприятий-доноров.

Эти и другие меры позволили дороге стабилизировать ситуацию с кадрами.

Однако магистраль в ближайшее время может столкнуться с очередными вызовами. Тенденции экономики последних лет, как известно, связаны с ростом экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. С 2008 года железнодорожные перевозки экспортных грузов в направлении портов и пограничных переходов Дальнего Востока возросли в 1,6 раза и по итогам 2017-го превысят 150 млн тонн. Эксперты прогнозируют дальнейший рост объёма экспорта. В случае реализации второго этапа модернизации Восточного полигона (свои предложения ОАО «РЖД» планирует направить в Правительство РФ в 2018 году), согласно данным Института экономики и развития транспорта, суммарный объём передачи и выгрузки грузов на ДВЖД к 2025 году может составить более 300 млн тонн.
«Сегодня дорога все целевые показатели по обеспеченности персоналом выполняет, где-то перекрываясь за счёт передислокации трудовых ресурсов. Но с дальнейшим увеличением грузопотока, количества поездов проблемные места начнут усугубляться, и, к сожалению, мы не сможем справляться с ростом объёмов без участия человеческих рук», – считает Валерий Тюленев.

В связи с этим программа по привлечению и закреплению персонала требует пересмотра, нужны дополнительные меры поддержки. К примеру, необходимо решить вопрос с компенсацией тарифов на коммунальные услуги. В ряде северных посёлков они настолько велики, что молодому специалисту приходится отдавать половину своей зарплаты. Решение вопроса стало бы дополнительным стимулом к тому, чтобы молодёжь стремилась на отдалённые станции.

Безусловно, проблема жизни на БАМе имеет государственное значение. Почему оттуда продолжается исход? Из-за неразвитости регионов. Ведь какую зарплату ни плати, если нет детских садов, школ, магазинов, объектов культуры и спорта, люди будут стремиться уехать хотя бы ради своих детей. Поэтому к таким вопросам требуется особое внимание и со стороны региональных и федеральных властей.

Павел Усов,
соб. корр. «Гудка»
Хабаровск





Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Выбор редакции

Летний призыв