28 марта 2020 20:12

Две минуты остановки

Выставка к 180-летию железных дорог России помогает заглянуть в прошлое отрасли

О том, что на 30 железнодорожных вокзалах России в связи с юбилейной датой в истории российских железных дорог в торжественной обстановке была открыта выставка «История железных дорог», уже сообщала ведущая газета отрасли «Гудок». В числе площадок, на которых представлена экспозиция, и Ярославский вокзал Москвы.
Железную дорогу по льду прокладывали и в XIX веке
Мы побывали здесь, чтобы посмотреть, как принимают совместный проект Государственного исторического музея и ОАО «Российские железные дороги» железнодорожники и пассажиры.

Для Ярославского вокзала это был обычный день с его суетой и ожиданием одновременно. На втором этаже, где разместилась выставка, спокойствия больше. В ожидании своего поезда люди коротают время, кто как может. Одни заняты разговором с сидящими рядом, другие перекусывают в находящемся тут же кафе. А кто-то вкушает пищу духовную – подходят к витринам выставки. Рассматривают представленные копии старинных гравюр, читают сопроводительный текст. Кстати, всё это под «живую» музыку. Рядом – концертный рояль – ровесник этого вокзала, год «рождения» которого – 1903. Его установили в зале ожидания несколько лет назад. С тех пор в определённое время сюда приходит музыкант Владимир Доленко. Мне, как и многим в этом зале, повезло: Владимир как раз исполнял свои любимые произведения. Видео- и звукоряд создавали особую атмосферу. К тому же в огромные окна заглянули скромные солнечные лучи.
Перед тем как подняться на второй этаж, я побеседовала с начальником Ярославского вокзала Владимиром Корниловым.
– Мне сразу понравилась идея организовать у нас выставку, – рассказал Владимир Григорьевич. – Не говорю сейчас о пассажирах. Даже нам, железнодорожникам, полезно вспомнить историю железных дорог нашей страны. Вот посмотрите эту книгу. Я с удовольствием, когда время позволяет, перелистываю её страницы и всегда нахожу что-то полезное.

Владимир Корнилов держит в руках увесистый том, посвящённый истории места, где в своё время были возведены северные железнодорожные ворота Москвы, их строительству и архитектурным особенностям.
– Это рассказ только об одном объекте, – продолжает Корнилов. – А сколько интересного можно найти буквально в каждом городе нашей необъятной страны, касающегося железных дорог. Могу выразить только благодарность руководству компании «Российские железные дороги» и Государственного исторического музея за воплощение такой прекрасной идеи.

Чувствуется, что Владимир Григорьевич говорит искренне. И всё же червячок сомнения меня гложет. Может, всё-таки это сказано по долгу службы? А каково мнение других людей?

И тогда вместе с Михаилом Краснопёровым, заместителем Корнилова, мы идём на выставку. Не буду кривить душой, столпотворения, как в Лувре у «Моны Лизы» Леонардо да Винчи, здесь не наблюдалось. Но люди подходили. Чтобы привлечь внимание пассажиров к экспозиции, сюда их приглашал и диктор вокзального радио.

Яна Павлова – одна из тех, с кем удалось обменяться впечатлениями. В настоящее время Яна – студентка третьего курса Петербургского государственного университета путей сообщения, будущая специальность – логист. Родом она из Братска. На вокзале оказалась неслучайно, ждёт поезда, который за 75 часов доставит её в родной город. С мнением девушки мы познакомим читателей чуть позже. А пока – немного о содержании выставочных разделов.

Сюжет гравюры «Две минуты остановки» знаком тысячам сегодняшних пассажиров дальних поездов. Только вот изображено на нём событие более чем полуторавековой давности. Железнодорожные пути, здание небольшого, говоря нынешним языком, вокзала. В ожидании поезда здесь собрались жители расположенной неподалёку деревни Голодаевка, по преимуществу крестьянские девушки. Для них прибытие поезда – возможность хоть на две минуты, что он стоит здесь, прикоснуться к иной жизни, посмотреть на господ, выглядывающих из окон вагонов.

А вот уже упомянутого мною Михаила Краснопёрова привлёк другой сюжет – железная дорога по льду. Дело в том, что в позапрошлом веке зимой между Ораниенбаумом и Кронштадтом по льду Средней гавани Кронштадта возводили железнодорожные пути. По ним перевозили грузы, в том числе и те, что были необходимы для нужд железной дороги.
– Сегодня здесь не осталось и воспоминания о железной дороге, – комментирует Михаил. – Зато возведён тоннель, по которому едут автомобили.

Михаил знает, о чём говорит. Ведь он родился в Ленинграде, здесь же окончил Санкт-Петербургский государственный университет. И сегодня, живя и работая в Москве, нет-нет да и заскочит в родной город.
– Теперь на «Сапсане» можно и туда быстро добраться, и обратно.

Что касается тоннеля, то по нему Михаил проезжал не раз. А вот как выглядели эти места раньше, увидел только сейчас на выставке «История железных дорог».
 


Оставить комментарий
Виктор 26.08.2019 20:54:30
Перезвоните мне пожалуйста  8 (962) 685-78-93  Евгений.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31