11 декабря 2019 03:43

Кулибины из Куровской

Как в депо сумели пробудить у всех интерес к техническому творчеству

Когда-то считалось, что талант изобретателя даётся человеку свыше. Кулибиным, мол, надо родиться. И потому к народным умельцам у нас всегда относились с особым пиететом. Но современные железнодорожные Кулибины не словом, а делом доказывают, что рационализатором может стать практически каждый человек, если он неравнодушен к своему делу.
Конечно, такие чудеса, как, например, подковать блоху или, скажем, изобрести перпетум мобиле – это уж точно не всякому дано. Для этого и впрямь нужно обладать каким-то особенным талантом. Но вот придумать нехитрое устройство, облегчающее и улучшающее твой ежедневный труд, под силу каждому, уверен мастер моторвагонного депо Куровская Московской дирекции моторвагонного подвижного состава Сергей Ушаков.
– Нужно только быть заинтересованным в результатах своей работы, любить её и стремиться усовершенствовать, – говорит он.

И это чуть ли не ежедневно подтверждают на деле его подчинённые, которые занимаются текущим ремонтом подвижного состава. Как выяснилось, на моторно-аппаратном участке, которым руководит мастер Ушаков, чуть ли не каждый второй человек является рационализатором. Словом, ткни пальцем в первого встречного, не ошибёшься: это местный Кулибин!

Мы ехали в депо Куровская, чтобы своими глазами увидеть некое устройство под названием «кондуктор для ремонта технологических отверстий в корпусах кареток токоприёмника ТЛВУ», с которым Сергей Ушаков в конкурсе рационализаторских предложений ОАО «РЖД» «Идея-2016» занял второе место. А увидели целый «парк» рационализаторских разработок, причём уже реализованных. Так, в слесарном цехе, кроме этого самого «кондуктора», нам продемонстрировали ещё ряд полезных ноу-хау. Например, диковинную стиральную машинку для «железа» – для тех же самых кареток, подшипников и других деталей. Здешние умельцы давно уже приспособили центрифугу для очистки этих «железяк» в специальных растворах, тогда как раньше приходилось каждую деталь очищать от грязи вручную – в ведре с соляркой.

А возле пантографа, на котором Сергей Ушаков демонстрировал нам своё изобретение, глядим, торчит, как «гусак», металлическая станина с электрическим проводом на поперечине.
– Это ограничитель подъёма токоприёмника, – поясняет Сергей Борисович, – тоже придумка наших слесарей-умельцев. Служит она для снятия технических характеристик токоприёмника и его настройки. Ничего сложного, как видите: каркас и провод. Зато во время работы уже не надо беспокоиться о положении рамы токоприёмника – ограничитель всегда на страже.

Как мы поняли, всё, что здесь выдумывают и изобретают умельцы, продиктовано насущной производственной необходимостью. Взять, к примеру, каретку, с помощью которой полоз токоприёмника крепится к верхней раме пантографа.
– Это одна из наиболее изнашиваемых частей данной конструкции, – рассказывает Сергей Ушаков. – А всё почему? Да потому что она пребывает в постоянном движении, причём движется во всех плоскостях и направлениях, обеспечивая, таким образом, вертикальную подвижность полоза токоприёмника под проводом и принимая на себя всю механическую нагрузку. Потому-то её втулки, изготовленные из тонких листов металла, очень быстро стираются: раз в месяц, а то и чаще каретки требуется менять.

Для усиления этого важного узла в депо решили приваривать к втулкам каретки специальные шайбы из прочного металла, которые им наладились поставлять коллеги из депо Александров. В результате жизненный цикл кареток увеличился в разы. А для того чтобы это усиление осуществлять на практике, потребовалось сконструировать устройство, с помощью которого каретку можно надёжно закрепить и отцентровать.

Сергей Борисович нам всё это для наглядности продемонстрировал: взял половинку каретки и установил в своеобразный каркас, полностью повторяющий ее конфигурацию.
– Вот теперь на каретке можно производить все необходимые действия, – подытожил он. – Это и есть наш новоявленный «кондуктор», победивший в прошлогоднем конкурсе новаторских предложений.

Здесь стоит ещё отметить, что это ноу-хау не только заняло призовое место на конкурсе, но и принесло автору весьма приличную денежную премию в 15 тыс. руб.
– Материальное вознаграждение, безусловно, является немаловажным стимулом в рационализаторской деятельности, – говорит Сергей Борисович. – Но все же главное для нас – удовлетворить производственные потребности, стремление что-то улучшить в технологическом процессе и в условиях собственного труда. Поэтому сейчас во всех депо буквально кипит рационализаторская работа.

Но не получается ли так, что каждый изобретает свой велосипед? Нет, с появлением на специальном портале ОАО «РЖД» (4И) общей базы рацпредложений и изобретений в компании можно всегда заглянуть туда и выбрать то, что наиболее подходит в данный момент для улучшения производственной деятельности. В свою очередь и ноу-хау Кулибиных из Куровской могут свободно воспользоваться ремонтники моторвагонного подвижного состава по всей сети. Это очень удобно и даёт немалый эффект.
– То, что вы увидели сегодня у нас в цехе, – это, поверьте, сущие мелочи по сравнению с тем, что наши деповские изобретатели сейчас делают, – говорит Сергей Ушаков. – Например, Михаил Крутилев, бригадир цеха текущего ремонта ТР-1, – вот у кого светлая голова! У него все разработки основательные, они направлены на защиту электронной начинки электропоезда в случае короткого замыкания, а это всё связано с изменением электрических схем. Вот где серьёзные разработки!

А потом, немного подумав, добавил:
– Правда, и наши мастера сейчас тоже стали много ноу-хау по электронике выдавать на-гора. Вот, к примеру, недавно бригадир Павел Беклемищев с электронщиком Валентином Киреевым придумали и смастерили переносной прибор для настройки и регулировки герконовых реле РМ и РМН непосредственно на вагоне. Раньше их обслуживали только в цехах, а для этого их прежде нужно было с вагонов снять, заменив другими, – в общем, целая история….

В соседнем цехе, где ремонтируют и обслуживают электрооборудование пригородных поездов, мы застали на рабочем месте автора чудо-прибора Павла Беклемищева. Попросили рассказать, что побудило его придумать.
– У нас с этими герконовыми реле раньше прямо беда была, – объяснил Павел Владимирович. – У машинистов рабочие журналы были сплошь исписаны замечаниями о том, что «релешки» эти без конца горят, особенно на скоростях 90–110 км/ч. Но на поверку большинство этих срабатываний оказывались ложными. В таких случаях реле требуют обыкновенной настройки – по предельным значениям тока срабатывания. Для этого нужно регулировать положение герконов относительно катушек и одновременно делать замеры тока, добиваясь установочных отметок, для чего, кроме амперметра, требуются и другие измерительные устройства. И мы решили всю эту метрологию объединить в одном комбинированном приборе. Пока он у нас в единственном экземпляре. То бишь своего рода эксклюзив. Очень помогает нам в работе.

Не удержался и спросил убелённого сединами бригадира, что заставляет заниматься рационализаторством.
– Работа наша ежедневная и заставляет, – не задумываясь ответил Павел Владимирович. – Да, кроме того, за это всё-таки деньги платят. Да и начальник наш Сергей Ушаков не даёт задремывать – всё время заставляет что-то новое выдумывать, чтобы эффективность работы повышать. Он и сам у нас в рационализаторах числится, и нас заставляет мозгами шевелить, как говорится, для пользы дела. Да мы и не возражаем – дело это и впрямь нужное.

– Начальник у вас что надо, раз о деле болеет, – говорю я.
– А как же, болеет, конечно, – согласился Павел Беклемищев. – В мастерах-то он у нас ещё сравнительно недавно ходит, лет пять всего, так что надо показать себя, завоевать авторитет. Как машиниста мы его все хорошо знаем. Машинист он, надо сказать, знатный – 20 лет на поездной работе оттрубил без единого замечания. Двадцатилетним пареньком пришёл в депо, как только отслужил срочную в армии после окончания железнодорожного техникума. Работал поначалу, как и положено, помощником, а затем и машинистом стал. Институт окончил – всё по электротяге. Словом, настоящий локомотивщик. К тому же ещё и потомственный: ещё дед его Иван Дементьевич Ушаков в этом депо работал, воинские эшелоны в войну водил.

Хорошо, что молодой смене в депо есть у кого учиться и с кого пример брать. Да и дух творчества, он заразителен.

Сергей Евсеев


Справка «Гудка»
В ОАО «РЖД» ежегодно рассматривается свыше 40 тыс. рацпредложений, из них около 30 тыс. внедряется в производство.
Так, в прошлом году на сети дорог было подано 37403 рационализаторских предложения, из которых 35136 внедрены. Общий экономический эффект от их реализации составил 674800 руб. Расчёты показывают, что в среднем 1 руб., вложенный в рационализаторскую деятельность, даёт примерно 5 руб. отдачи. При этом одно рационализаторское предложение может принести экономический эффект 400–500 тыс. руб. в год.
На сети дорог ежегодно проводятся тысячи различных мероприятий с целью стимулировать техническое творчество железнодорожников. Одно из самых крупных – ставший традиционным ежегодный конкурс рационализаторских проектов. В этом году он проводится уже в десятый раз. За 10 лет на этот конкурс было подано около 3 тыс. заявок. Авторы 402 рацпредложений получили призовые места, ещё 211 удостоены поощрительных премий.
В июле будут подведены итоги конкурса «Идея ОАО «РЖД» – 2017». Победители получат награды и премии.



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Выбор редакции

Летний призыв