20 октября 2019 12:49

Регионы поставили перед выбором

Алексей Гребёнкин, заместитель начальника Свердловской дороги по взаимодействию с органами власти

В соответствии с изменениями в Налоговом кодексе РФ с 2018 года право предоставлять налоговую льготу на движимое имущество передано с федерального уровня на региональный. Это может привести к её отмене в ряде регионов, что, на мой взгляд, чревато негативными последствиями как для компаний, так и для экономики регионов в целом.

Налоговая льгота на движимое имущество, в том числе на железнодорожный подвижной состав (локомотивы, специальный самоходный подвижной состав, вагоны, пригородный подвижной состав), была введена в России в 2013 году. Её суть в том, что любой транспорт, принадлежащий компании, выпущенный начиная с 1 января 2013 года, от налога на имущество освобождается. Эта мера стимулирует модернизацию предприятий.

Сейчас регионы оказались перед выбором. Первый вариант – сохранить налоговые преференции на движимое имущество и тем самым вроде бы лишить бюджеты дополнительных доходов. Второй – отказаться от них и получить дополнительные деньги в бюджет. Решение надо принимать уже сейчас. Субъекты РФ, решившие предоставлять такую льготу, должны принять соответствующий закон уже в этом году.

Отмена льготы увеличит налоговую нагрузку на предприятия. Под ударом окажутся те из них, которые инвестировали средства в модернизацию оборудования и транспорта. По подсчётам специалистов Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей, отмена льгот может обернуться для компаний ростом затрат до 20%.

К примеру, если Свердловская область не примет соответствующий закон, затратная часть АО «Свердловская пригородная компания» увеличится примерно на 6 млн руб. Но в конечном счёте это увеличение будет переложено на плечи региона. Затраты компании отразятся на стоимости проезда. А ввиду того что тарифы на пригородные перевозки регулируются субъектами РФ, выпадающие доходы компании должны по закону компенсироваться из регионального бюджета.

Также возможна корректировка инвестпрограммы ОАО «РЖД» на сумму, сопоставимую с налогом без учёта льгот. Это затянет сроки реализации проектов, снизит объёмы закупаемой продукции. Возможен рост тарифов для грузовладельцев и пассажиров, так как в них будут заложены дополнительные затраты компании на движимое имущество.

Потенциальные потери региона можно оценить на примере статистики прошлого года. В 2016 году инвестиционная программа ОАО «РЖД» на полигоне СвЖД составила 25,4 млрд руб., в том числе 12,2 млрд руб. на территории Свердловской области. В бюджеты и государственные внебюджетные фонды этого региона магистраль ежегодно перечисляет 15 млрд руб. налогов. Кроме того, компания обеспечивает уральскую промышленность заказами: в 2016 году было приобретено продукции на 47,7 млрд руб. В области производится высокотехнологичная продукция транспортного машиностроения – магистральные электровозы 2ЭС6 и 2ЭС10, скоростные электропоезда «Ласточка», инновационные вагоны, узлы и агрегаты для железнодорожной техники.

Есть и ещё один риск в случае отмены льготы. Это может спровоцировать передачу движимого имущества на баланс подразделений, находящихся в тех субъектах РФ, которые её сохранили.

В случае же принятия субъектами РФ закона о льготах налоговые поступления в региональные бюджеты не сократятся. Объясню почему на примере ОАО «РЖД». Компания полученные преференции использует в качестве источника дополнительного развития инфраструктуры, улучшения качества грузовых и пассажирских, в том числе и пригородных, перевозок, сдерживания роста тарифов. Что в конечном итоге приведёт к росту поступлений в региональные бюджеты от ОАО «РЖД» налога на прибыль и других налогов.

Таким образом, сохранение льготы позволит решить долгосрочную задачу развития регионов, в том числе и Свердловской области.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Выбор редакции

Летний призыв