14 декабря 2019 22:11

Уголь и щебень на разных полюсах

Темпы роста грузовых перевозок на сети задаёт экспорт, пассажирских – пригородное сообщение

В мае, как и в первые пять месяцев года, на сети РЖД удалось обеспечить положительную динамику по всем основным объёмным и качественным показателям грузовой работы. Всего в прошлом месяце было погружено 106,5 млн тонн различных грузов, что выше и плана, и прошлогоднего уровня соответственно на 0,4% и на 3,5%, или на 3,6 млн тонн.
Прирост погрузки в мае был обеспечен преимущественно за счёт экспорта (+7,6%), в то время как во внутрироссийском сообщении объёмы приросли всего на 1,3%.

За 5 месяцев погрузка росла даже чуть более высокими темпами, чем в мае, – на 3,8%. Опять же положительная динамика достигнута в основном за счёт экспорта (+9%, или +15,7 млн тонн), в то время как внутренние перевозки всего лишь на 0,8% превысили уровень 2016 года.

Основным драйвером роста грузопотоков по-прежнему остаётся уголь. По итогам января – мая его погружено 149,3 млн тонн, что на 9,4% превышает прошлогоднюю планку. При этом погрузка угля на экспорт выросла за 5 месяцев почти на 20%, притом что отправка на внутренний рынок не сдвинулась с отметки 2016 года.

По данным ИПЕМа, росту экспорта угля способствуют несколько факторов. Во-первых, мировые цены всё ещё находятся на приемлемом уровне для отечественных производителей. Во-вторых, введение Китаем запрета на импорт угля из Северной Кореи до конца года переориентировало часть китайских предприятий на российский уголь. Кроме того, в конце мая на станции Дзержинская-Новая Калининградской дороги введён в эксплуатацию первый в России терминал для экспортных отправок угля по колее 1435 мм. В соответствии с прогнозом объём угля, перегружаемого через этот терминал, в перспективе может увеличиться до 1 млн тонн. Этот проект является значимым не только для российских железных дорог, но и для отечественных угольных компаний, поскольку позволяет значительно снизить издержки на транспортировку топлива. Раньше перегрузка его велась на территории Польши, и это обходилось дороже.

Однако отметим и те две номенклатурные позиции, по которым наблюдается заметное отставание к прошлому году. Так, в январе – мае погрузка строительных грузов снизилась к аналогичному периоду 2016 года на 4,4%. Несколько меньше отставание по руде железной. Что касается строительных грузов, то, по данным Росстата, объём работ по виду деятельности «Строительство» за четыре месяца текущего года сократился на 3,1%, а ввод жилья в стране снизился на 14,8%.

По данным того же ИПЕМа, негативно на погрузке, например, щебня в Северо-Западном федеральном округе сказывается дефицит подвижного состава, следствием чего стало резкое увеличение ставок операторов на предоставление полувагонов под перевозку этого груза. Кроме того, в ЦФТО считают немаловажным фактором также рост конкуренции со стороны украинских и белорусских производителей щебня.

Ключевой причиной снижения погрузки железной руды, и конкретно на экспорт, в ЦФТО называют длительное формирование портфеля заказов на этом направлении из-за неблагоприятной ценовой конъюнктуры на рынке металлургического сырья. Так, с начала года цены на него снизились уже на 11%. Поэтому не случайно в настоящее время металлургические комбинаты не спешат закупать руду в ожидании более низкой цены.

Если рассматривать в целом структуру погрузки по тарифным классам, то в мае можно отметить рост грузов 1-го и 2-го классов соответственно на 3,1% и 6,4% с одновременным недобором на 1,3% номенклатур 3-го класса, среди которых следует особо отметить снижение погрузки чёрных металлов и лома чёрных металлов. Первое связано с проведением внеплановых ремонтных работ на Новолипецком металлургическом и Оскольском электрометаллургическом комбинатах, а также в «Северстали». Снижение отправок лома связано с падением отпускных цен – на 16,3% с января по май. Но, по оценкам экспертов, оно должно прекратиться уже в июне, а значит, следует ожидать и роста заявок на погрузку.

В то же время на сети есть и примеры роста перевозок тех же чёрных металлов в отдельно взятом регионе. В частности, на полигоне Горьковской дороги объём перевозок этой номенклатуры в полувагонах АО «ФГК» в мае вырос в 2 раза к уровню 2016 года. Такой положительный результат достигнут благодаря взаимовыгодному сотрудничеству с клиентами, в том числе за счёт повышения уровня сдвоенных операций на станции Навашино и изменения логистических схем подсыла порожних вагонов под погрузку. Опыт работы с крупнейшим грузоотправителем региона, АО «Выксунский метзавод», был распространён и на другие предприятия металлургической отрасли. Так, в ФГК отмечают прирост объёма перевозок продукции ПАО «Ижсталь» на 33% со станции Ижевск, а также АО «Омутнинский метзавод» – в 9 раз со станции Стальная.

За январь – май бюджетные задания по основным качественным показателям использования подвижного состава также выполнены. В том числе по среднему весу грузового поезда (+0,7% к заданию), среднесуточной производительности локомотива (+1,2% к заданию), участковой скорости (+1,2% к заданию).

С начала года в установленный срок доставлено 97,6% гружёных отправок (+0,3 п.п. к аналогичному периоду прошлого года). Наилучших показателей достигли Свердловская, Приволжская и Юго-Восточная дороги.

Приволжская, а также Калининградская, Горьковская, Северо-Кавказская, Западно-Сибирская и Дальневосточная дороги в мае добились наибольшей положительной динамики по сравнению с прошлым годом и по объёмам погрузки. А по итогам пяти месяцев наивысшеий прирост погрузки обеспечили те же Приволжская, Северо-Кавказская и Западно-Сибирская, а также Красноярская магистрали соответственно на 13,1%, 12,7%, 9,5% и 10,4%.

Отметим по итогам января – мая существенный прирост грузооборота (с учётом пробега порожних вагонов) не только на Восточном полигоне, но и на таких дорогах, как Калининградская, Московская, Горьковская, Куйбышевская и Южно-Уральская, на 12,4%, 11,3%, 11,5%, 10,5% и 13,9%. В целом же по сети данный показатель за первые пять месяцев года вырос на 7,1%, причём небольшое его снижение наблюдается лишь на двух дорогах – Северной и Приволжской.

По динамике отправления пассажиров за тот же период в бесспорных лидерах по-прежнему Московская дорога (+17%), причём прирост здесь достигнут в основном за счёт пригородного сообщения. Неплохие результаты также на Октябрьской и Куйбышевской дорогах.

Количество перевезённых пассажиров и в целом на сети растёт преимущественно за счёт пригорода. Всего за 5 месяцев железнодородным транспортом перевезено более 430 млн человек, что на 9,7% выше уровня прошлого года, при этом объём перевозок в пригородном сообщении увеличился на 10,6%, а в дальнем следовании – на 0,3%.

Растёт популярность дневных экспрессов. За январь – май в них перевезено свыше 4 млн пассажиров (+10,8% к 2016 году). Продолжает расти спрос на путешествие в двухэтажном подвижном составе: за 5 месяцев в нём перевезено более 1 млн человек (+13,9%).

Одна из главных задач ОАО «РЖД» в летний период – обеспечение перевозок детей к местам отдыха. Этому уделяется большое внимание и на государственном уровне. Ожидается, что этим летом в организованных группах будет перевезено около 500 тыс. детей. Согласно заявкам будет назначено 217 рейсов поездов. С 1 июня по 31 августа детям предоставляется скидка в размере 50% на проезд в плацкартных и общих вагонах, а также в вагонах с местами для сидения в поездах дальнего следования во внутригосударственном сообщении.

Отдел эксплуатационной
работы транспорта


Сегодня мы предлагаем вниманию читателей
таблицы ключевых показателей работы дорог




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Выбор редакции

Летний призыв