22 февраля 2019 23:37

Трудовое завещание Героя

Напутствие Василия Шемахова молодой смене: «К своему делу надо относиться с интересом и душой»

Не стало Василия Васильевича Шемахова – Героя Социалистического Труда, почётного железнодорожника, почётного ветерана Московской железной дороги, заслуженного работника транспорта РСФСР, почётного гражданина города Брянска.
Вся его жизнь – пример для подражания сегодняшнему поколению железнодорожников, пример преданности и беззаветного служения своей стране, железнодорожной отрасли, родному предприятию. В локомотивном депо Брянск-2 Василий Шемахов трудился на протяжении 36 лет – от момента приёма на работу в 1957 году до выхода на пенсию в 1993.

Профессию машиниста локомотива Василий Васильевич выбрал не случайно: как рассказывал сам ветеран, в детстве он частенько бегал на станцию Манюки, расположенную в километре от его родного села, где служил стрелочником отец Василий Андреевич. Глядя на проезжающие мимо поезда и мощные паровозы, совсем ещё маленький мальчишка мечтал, что когда-нибудь он сам поведёт поезд через всю страну – от Москвы до самого Владивостока. Потом уже, осваивая азы профессии в железнодорожном училище города Брянска, Василий Шемахов узнал, что железная дорога устроена совсем не просто и всё на ней подчиняется строгим правилам и инструкциям.

Железнодорожное училище в 1957 году Василий Васильевич окончил с красным дипломом. Как один из лучших выпускников был направлен в локомотивное депо Брянск-2, но приняли его всего лишь кочегаром паровоза. Работать бригаде предстояло на направлении Брянск – Комаричи. По воспоминаниям Василия Шемахова, тогда на этом рейсе использовались только старые паровозы, уголь из тендера приходилось перекидывать вручную, а это восемь т в одну сторону и столько же – в обратную. После такой «разминки», вернувшись в общежитие, новоиспечённый кочегар валился с ног от усталости и спал до следующей смены. Но физическая закалка, полученная в детстве в родном селе, помогала в работе, а целеустремлённость и жажда знаний привели Василия Шемахова в стены Брянского железнодорожного техникума. Как говорил сам Василий Васильевич, ему всегда нравилось учиться и познавать что-то новое, применяя потом полученные знания в жизни и работе.

Железнодорожный техникум Шемахов также окончил с красным дипломом, причём без отрыва от производства, получив квалификацию помощника машиниста тепловоза – время паровозов уходило в прошлое. А в скором времени на смену тепловозам пришли электровозы. Осваивать новую технику поручили самым лучшим машинистам, среди которых был и Шемахов, и уже в 1968 году он самостоятельно повёл в рейс электровоз.

Василий Васильевич досконально изучил устройство электровоза, работу всех его узлов и деталей, по шуму двигателя, или, как говорил он сам, «по дыханию электровоза» мог определить неполадку, с лёгкостью читал электрические схемы. Не раз ему приходилось участвовать в эксплуатационных проверках и наладке опытных электровозов и отдельных узлов, проводимых научно-исследовательскими институтами. За помощью и советом к нему обращались коллеги по работе, знали – нет такой ситуации, с которой не справился бы Шемахов. Его особым фирменным стилем стало вождение тяжеловесных поездов. Василий Васильевич изучил и использовал в работе рациональные режимы этих процессов, которые позволяли успешно вести состав на участках с неблагоприятным профилем, а также экономить электроэнергию. Опыт Шемахова по вождению тяжеловесных поездов применялся на сети железных дорог Советского Союза и ряда зарубежных стран.

Когда в 1970 году пришло время принимать трудовую эстафету от машиниста локомотивного депо Брянск-2 Героя Социалистического Труда Виктора Цикунова, также известного на всю страну, в коллективе было принято единогласное решение – эстафета должна перейти к лучшему машинисту Василию Шемахову, который к тому моменту установил личные рекорды по экономии энергоресурсов и вождению тяжеловесных поездов. Как вспоминал сам Василий Васильевич, для него это было большой честью и накладывало огромную ответственность – оправдать доверие всего коллектива. Подтверждением оказанного доверия стали трудовые награды – ордена Ленина, орден Трудового Красного Знамени и, конечно же, главная награда – золотая звезда Героя Социалистического Труда. Этот знак отличия был вручён Василию Шемахову в сентябре 1985 года в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР, после чего работники железнодорожной отрасли столь высоких наград не удостаивались.

Василий Шемахов стал инициатором многих движений и починов, среди которых «Мой личный вклад в пятилетку», «Поездам 10-й пятилетки – марку эффективности и качества», «Поездам 11-й пятилетки – чёткий ритм и качество», которые подхватили машинисты и работники смежных служб на всей сети железных дорог – от Калининграда до Владивостока. Тысячи киловатт-часов сэкономленной электроэнергии, тысячи тонн перевезённого груза – с поставленными пятилетними планами и задачами Шемахов справлялся раньше намеченного срока – за три с небольшим года.

Помимо трудовых успехов, всю свою жизнь Василий Васильевич вёл большую общественную работу: избирался делегатом XXV съезда КПСС, делегатом XVII съезда профсоюзов СССР, депутатом Верховного Совета РСФСР девятого созыва, депутатом районного Совета народных депутатов. При этом Василий Васильевич на протяжении всей жизни оставался удивительно скромным человеком. Как вспоминают его коллеги по работе, он никогда не пользовался данными ему привилегиями, не выставлял напоказ свои заслуги. Зная о том, что в столовой оборотного депо молодые машинисты и помощники пропустят его без очереди, старался приходить, когда все бригады уже пообедали, не любил лишнего внимания. А вот свой опыт щедро передавал молодому поколению – помощники машиниста считали за честь стать в пару с Василием Васильевичем, пройти его школу вождения, тем более что, по словам коллег, Шемахов обладал особым даром – объяснять все тонкости спокойно и в доступной форме, к нему всегда можно было обратиться за советом и помощью. Из его напарников получилось немало высококлассных машинистов.

После выхода на заслуженный отдых Василий Васильевич Шемахов посвятил себя воспитанию подрастающего поколения железнодорожников – несколько лет трудился в Брянском колледже железнодорожного транспорта. Помимо этого, активно работал в совете ветеранов Брянского региона Московской железной дороги и совете ветеранов города Брянска.

Не забывал Василий Васильевич и про родное предприятие, часто встречался и беседовал с молодыми машинистами, сетовал на то, что в последнее время начинают забывать про моральные стимулы, считал, что ресурсы для экономии и лучшей работы есть всегда и везде. Просто к своему делу надо относиться с интересом и душой.

Он был активным участником всех торжественных и патриотических мероприятий Брянского региона Московской железной дороги. Несмотря на то что его имя неоднократно было увековечено ещё при жизни, согласно статусу Героя, никогда не требовал к себе особого внимания или каких-то льгот и привилегий, до конца жизни оставаясь скромным и непритязательным человеком. Собеседников Василия Васильевича всегда поражали его феноменальная память, чёткость и острота ума.

Трудовой подвиг Василия Шемахова трудно переоценить – на своём примере он не раз доказывал, что возможности человеческой энергии и инициативности поистине неисчерпаемы. Василий Васильевич говорил: «Просто к своему делу надо относиться с интересом и душой». Эти слова по праву могут стать напутствием сегодняшнему поколению железнодорожников от Героя Социалистического Труда Василия Шемахова…

Инна Чикачёва




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Выбор редакции

Летний призыв