21 февраля 2020 23:54

Его дороги ведут к храму

5 июня 2017 года председателю совета директоров Балтийской Строительной Компании Заслуженному строителю России Игорю Александровичу Найвальту исполнилось 70 лет

В детстве он не отличался примерным поведением и прилежанием в школе. Отец мечтал лишь о том, чтобы сын осилил техникум. Друзья и недруги во дворе уважали его за смелость и отстаивание справедливости. Он и спорт себе избрал исключительно благородный и мужской – занимался борьбой. Она оставила отпечаток не только на его внешности, но и на характере. Все, кто знает его, отмечают сходство с былинным русским героем, витязем – защитником Отечества.

Патриаршее подворье с храмом Живоначальной Троицы в память 1000-летия Крещения Руси в Орехово-Борисово в Москве
Соборный храм cвятого благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского в Переделкине
Центр управления перевозками в Москве
Стадион «Локомотив» в Москве
Ладожский вокзал в Санкт-Петербурге
Самый крупный в Европе мостовой переход через реку Волгу в Ульяновске
О пройденном им пути весьма красноречиво свидетельствуют его награды, причём от первой до последней. Свою первую он получил в 22 года ещё во время срочной службы в армии – это была медаль «За воинскую доблесть». А одна из последних – орден Русской православной церкви «Славы и Чести» I степени.

Его жизненная дорога никогда не была усыпана цветами. Но это удел личности: неординарные никогда не ищут лёгких путей. Вероятно, только таким и под силу трудные дороги.

После Омского института инженеров железнодорожного транспорта он не стал отсиживаться в кабинетах. Работал в Красноярском крае, на Дальнем Востоке. Начинал со строительства дороги к Богучанской ГЭС на Ангаре. Страна стала прокладывать БАМ – он оказался в этой «горячей точке», на главной стройке 1970-х. Построил леспромхоз, который потом экспортировал лес в Японию в обмен на японскую технику для БАМа. За него получил вторую правительственную награду – медаль «За трудовую доблесть». А было ему тогда всего 25. В Нижнеудинске Иркутской области сооружал завод по производству инвентарных зданий контейнерного типа – домики, в которых жило пол-БАМа. За него получил свой первый орден – Трудового Красного Знамени.

Возможно, именно там, на стройках Сибири, он научился мыслить масштабно, понимать, что строительство дорог – это путь к развитию всего региона. Заметив молодого и крепкого профессионала, способного решать проблемы строительства в комплексе, Минтрансстрой отдаёт Найвальту в управление один из самых крупных трестов в Куйбышевской (ныне Самарской) области. Там строил жильё, железные дороги, путь Пугачёвск – Погромное – 300-километровый участок Южно-Уральской железной дороги, который соединил Саратовскую, Куйбышевскую и Оренбургскую области.

Надо сказать, что все коллеги Игоря Найвальта того периода отмечают, что он всегда был заботливым руководителем, старался создавать людям максимально комфортные условия для работы, помогал с квартирами. Но и в постсоветское время он не изменил своим принципам, хотя время настало совсем другое, в котором макиавеллиевская мораль – цель оправдывает средства – не предполагала заботу о подчинённых, в БСК нашли возможность построить 140-квартирный дом для своих рабочих.

В той советской жизни у него бывало всякое – и взлёт, и болезненное падение, и разочарования. Но спасали бойцовские качества. Ему везло на замечательных людей. И декан Владимир Петрович Богданов, и управляющий треста «Воссибтрансстрой» Виталий Николаевич Зимтинг, замминистра Александр Петрович Гаркуша, министры отрасли Иван Дмитриевич Соснов и Владимир Аркадьевич Брежнев – это были именно отцы-командиры, которые учили не только как работать, но и как жить. Руководители отрасли всегда верили и доверяли Игорю Найвальту, человеку и профессионалу. В начале 1990-х произошла важная в его жизни встреча: он познакомился с Вячеславом Валентиновичем Сониным. Сейчас он возглавляет «Волгатрансстрой». С тех пор Игорь Найвальт и Вячеслав Сонин работают рука об руку.

К середине 1990-х на Октябрьской железной дороге всерьёз задумались над проектом скоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Николай Емельянович Аксёненко, занимавший тогда должность замначальника дороги (впоследствии министр путей сообщения), позвал Игоря Александровича в Питер. С этого момента начинается новый отсчёт в биографии Игоря Найвальта.
– Я приехал туда в 1994 году, создал Балтийскую строительную компанию, – рассказывает он. – Скоростная дорога не пошла. Но мы потихоньку закреплялись в Северной столице – построили один жилой дом, отреставрировали другой. А потом началась коренная реконструкция железной дороги Москва – Санкт-Петербург под скоростное движение 250 км/ч. Стали подниматься, подниматься… Вот так почти 25 лет проработали.

То, что сочетание «Найвальт и Балтийская строительная компания» неразрывно, признают все. Но вот что удивительно: Найвальт создал БСК, а БСК, в свою очередь, дала возможность этому самобытному человеку реализовать самые смелые замыслы. Привнеся в неё весь свой профессиональный опыт организатора, строителя, творческого человека, он собрал вокруг себя команду не просто единомышленников, но специалистов высочайшего класса, готовых идти с ним и за ним. За годы работы БСК её сотрудники получили в общей сложности более 50 правительственных и более 100 церковных наград. В их числе Валерий Константинович Суворов и Геннадий Александрович Читоянц, Сергей Витальевич Будолак и Сергей Васильевич Зивьев, Сергей Анатольевич Жуков и Юрий Вильямович Ермолаев, Алексей Иванович Уфимцев. Всех просто невозможно перечислить, это золотой фонд БСК. А вся биография компании – это история возведения уникальных и сложнейших технических сооружений.

– Вы специально искали, где потруднее? – задаю вопрос Игорю Александровичу.
– Что касается железной дороги Москва – Санкт-Петербург, то здесь есть доля везения, вспоминает руководитель БСК. – Мы просто оказались в нужном месте в нужное время. Взялись – и у нас получилось. Но мы, конечно, искали интересную работу. Двухъярусный мостовой переход через Волгу в Ульяновске – нам очень хотелось его строить. Мы из кожи вон лезли, чтобы туда попасть. Когда монтировали там пролётные строения, это было грандиозное зрелище. Представьте себе: конструкция длиной 220 метров, весом 4,5 тыс. тонн на двух плавучих опорах «подплывает» к проёму между двумя уже установленными пролётами и поднимается вверх. А зазор между ними – сантиметры. Ювелирная работа в строительстве! Построили. В Москве взялись за недостроенный вычислительный центр МПС – большое полукруглое здание возле трёх вокзалов. Непростой объект. Было интересно на строительстве Загорской ГАЭС. Метро строить интересно.

То есть для Найвальта «интересно» – это где непросто. Не может работать без азарта! Его любимые выражения – «работать и жить с аппетитом» или «чтобы работа в жор шла». Но даже долю авантюризма он всегда сочетает с точным расчётом.

– А стадион «Локомотив» в Черкизово в Москве! – продолжает Игорь Александрович. – Начиналось всё с идеи сделать лишь реконструкцию уже имевшегося там старого спортивного сооружения. Посидели, подумали. В итоге снесли старый и построили совершенно новый. Получился футбольный стадион, лучший в столице, каких в России больше не было!

– Уникальной, сложнейшей была и операция по надвижке дорожных конструкций в районе станции Ржевка во время строительства участка Кольцевой автомагистрали в Санкт-Петербурге, – рассказывает далее Игорь Александрович. – Мы много построили в Северной столице, в том числе к 300-летию Санкт-Петербурга. И ни на одном объекте не подвели, всё сделали в срок и с хорошим качеством. Все старые вокзалы отреставрировали, построили новый – Ладожский. Храмы там строили и реставрировали. Поставили памятник Александру Невскому, очень знаковый. На Петроградской стороне поставили часовню, на которой все могут прочитать «От строителей БСК жителям Санкт-Петербурга».

– Какой из объектов Балтийской строительной компании вам представляется наиболее сложным, а какой более всего запал в душу? – продолжаю я расспрашивать.
– Самым сложным объектом, безусловно, была реконструкция железной дороги Москва – Санкт-Петербург. Она обошлась в 1,2 млрд долларов. Нам приходилось осваивать новые специальности. Всё старались делать сами, без субподрядчиков, создавали свои подразделения. Малые мосты строили самостоятельно. Большие – вместе с Мостотрестом. Сами делали электричку, связь, СЦБ.
А более всего запал в душу храм Живоначальной Троицы в память 1000-летия Крещения Руси с патриаршим подворьем в Орехово-Борисово, – признаётся глава БСК. – Он получился не просто красивым, в византийском стиле, но стал архитектурной доминантой на Каширском шоссе. Но всё же каждый храм по-своему дорог – и в Роттердаме в Нидерландах, и на Шипке, и на Сахалине, и в Тынде, и в Санкт-Петербурге. К строительству храма у меня особое отношение. Я не могу передать настроение, когда заканчиваешь его. Я за жизнь построил тысячи километров железных дорог, миллионы квадратных метров жилья, заводы, стадионы, ледовые арены, пансионаты. Но вот сдал дорогу – и она уже не твоя. А храм – он с тобой на всю жизнь остаётся. Храм построить – это самому себе подарок. Так что это не бескорыстное дело, в хорошем смысле, конечно, – шутит он. – Я благодарен Богу, что у нас есть возможность этим заниматься.

Его путь к Храму был долгим. Но он пришёл в него не как смиренный прихожанин, а как созидатель, осознающий всю важность возрождения православия на Руси как веры – символа единения народа, веры, без которой наш мир невозможно сделать чище, добрее, духовнее. И в этом Найвальт убеждён. БСК на собственные средства строит и восстанавливает храмы, следуя православной традиции отдавать церкви десятину от прибыли. Строительство храмов для БСК и Найвальта – это не только путь к духовности, но и возможность соединить весь лучший опыт в строительстве с накопленными на Руси культурными традициями.

– Чего для вас в строительной профессии больше – рутинной повседневности или творчества?
– Я по первой профессии инженер-механик. Но я счастлив, что ушёл и получил второе образование инженера-строителя. Строительство по сравнению, например, с заводским производством – это постоянно что-то новое. И даже возведение похожих, казалось бы, одинаковых домов на поток не поставишь, как трактор. А тем более в нашем деле, в транспортном строительстве. Сегодня строим мосты, завтра – перегоны, послезавтра – вокзалы. В общем, это всегда букет задач!

– Этот букет задач вы получили на строительстве храма Игоря Черниговского возле патриаршей резиденции в Переделкине под Москвой….
– На строительстве храма в Переделкино воплотился, наверное, весь накопленный нами более чем двадцатилетний опыт, – делится Найвальт. – Мы будто «выплеснули» его на переделкинском храме. Это особенно читается в архитектурном решении, в элементах отделки: купола с керамической черепицей, фарфоровый иконостас, смальтовая мозаика, витражи. Специалисты по этим направлениям уже работали с нами раньше на строительстве и реконструкции храмов. Мы аккумулировали всё лучшее, что умели, и вложили в храм Игоря Черниговского. Уже несколько лет прошло с момента, как его освятили, а мне до сих пор звонят и говорят: «Ну какое чудо!»

Там были талантливые архитекторы Мария Борисовна Литовская и Александр Иванович Шипков. Я доносил им свои идеи, а они перекладывали на бумагу, иногда намного улучшая их. Потому и получился такой сказочный храм. Снаружи он выглядит как сказка про лукоморье, а внутри такой шатёр – огромное пространство на две тысячи прихожан.

С именем святого Игоря Черниговского связаны ещё три географические точки, где БСК постаралась увековечить память о князе-страстотерпце. В Ленинградской области в Токсово в храмовом комплексе БСК построила 60-метровый храм-колокольню Игоря Черниговского с куполом-шлемом и колоколом весом 14 тонн, густой резонансный «бас» которого слышен на всю округу в радиусе восьми километров, возвела храм в Царском Селе. В Чернигове на Украине на месте предполагаемого погребения князя возле Спасо-Преображенского собора установили ему памятник.

– Если на карту России нанести флажками географические точки, где построены объекты БСК, какая картина получится?
– Получится карта Советского Союза с небольшими «выплесками» за его пределы, – отвечает с присущим ему юмором Игорь Александрович. – Работали на Сахалине, в Карелии, в Поволжье и в Ростове-на-Дону, в Восточной Сибири, Ханты-Мансийске, в Санкт-Петербурге и Москве, в Казахстане, Таджикистане, на Украине, в Нидерландах, в Чехии, Болгарии, Объединённых Арабских Эмиратах – всё и не перечислишь.

За перечислением географических названий стоят годы напряжённой работы, в этих точках здания, сооружения, мосты, дороги, храмы, которые будут служить людям десятилетия, а может, и столетия. За их возведение Балтийская строительная компания не раз признавалась лидером строительного комплекса страны.

А Игорь Александрович стал заслуженным строителем России, почётным транспортным строителем, почётным железнодорожником. Кроме ордена Трудового Красного Знамени ему вручены ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени и Александра Невского. Он также неоднократно награждён Русской православной церковью за возведение и реконструкцию более 60 храмов по всей России и за рубежом, в том числе орденами «Славы и Чести», Святого равноапостольного князя Владимира, Преподобного Сергия Радонежского, Святого благоверного князя Даниила Московского, Преподобного Серафима Саровского и многими медалями.

– Какие награды считаете самыми ценными?
– За каждой медалью, за каждым орденом стоит кусок жизни, – отвечает Игорь Найвальт. – И я не могу сказать, что какой-то кусок хуже, а какой-то лучше. Поэтому каждая награда дорога.

Игорю Александровичу исполнилось 70. Всё тот же прищур синих глаз с хитринкой. А в них достоинство, сила, доброта. Иногда вдруг вспыхивают в них искры, и взгляд становится совершенно серьёзным, будто пронзает насквозь. Но когда его глаза смеются, то всем вокруг становится светлее. Таков Игорь Найвальт и его колея.

Беседовала Светлана Левченко
Фото: архив БСК



Поздравления

Дорогой Игорь Александрович!
Сердечно поздравляем с юбилеем!

Ваш высокий профессионализм, талант руководителя, неиссякаемая энергия и энтузиазм позволили Балтийской строительной компании стать одной из крупнейших в России.

Мы вместе плодотворно работаем четверть века. Через школу БСК, компанию со своей миссией и знаком качества, прошли десятки тысяч рабочих, инженеров, архитекторов. Многие здания, мосты, стадионы, храмы, на которых можно увидеть знак БСК, являются уникальными.

Пусть и впредь ваш богатый опыт и творческий потенциал позволяют успешно реализовывать интересные, значимые проекты, желаю вам новых созидательных успехов на благо России!

Крепкого вам здоровья, счастья, гармонии и благополучия!

В.В. Сонин,
генеральный директор АО «Волгатрансстрой», сотрудники ВТС и БСК

 


Оставить комментарий
Дмитрий 27.05.2018 17:08:36
Игорь Александрович долгие лета Вам, на таких людях как Вы и держится земля, Вам бог дал силу, энергию, мощь и истинные цели, и Вы все это воплотили в жизни и еще будете дальше воплощать. И я благодарен судьбе, что пересеклись наши с Вами пути, в т.ч. и на стройках века.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30