22 января 2022 07:46

Вторая профессия гарантирует рабочее место

На Московской магистрали обсуждена «дорожная карта» по повышению производительности труда

Предстоящие в 2017 году организационно-технологические мероприятия, направленные на повышение производительности труда и доходов, сокращение затрат на полигоне Московской железной дороги обсуждены на технико-технологическом совете под председательством начальника МЖД Владимира Молдавера.
Открывая заседание совета, руководитель столичной магистрали подчеркнул, что качественное совершенствование технологий во всех дирекциях, службах и хозяйствах, овладение работниками смежными профессиями являются наиболее перспективным путём повышения производительности труда на железной дороге, её эффективности, рентабельности и доходности. Переход к более прогрессивным современным технологиям, направленным на улучшение эксплуатационной деятельности, – один из основных критериев вложения инвестиционных средств компании.

Как доложил главный инженер МЖД Сергей Вязанкин, по итогам работы за первый квартал 2017 года бюджетное задание правления ОАО «РЖД» по грузообороту перевыполнено на Московской магистрали к плану на 3,1%, к уровню соответствующего периода 2016 года – на 12,6%. По пассажирообороту план превзойдён на 3,9%, к прошлому году – на 5,6%. Задание по производительности труда на полигоне МЖД исполнено на 102% к плану, это на 10,5% выше аналогичного периода 2016 года. Рост производительности труда достигнут за счёт увеличения приведённой работы на 3,3% к плану и на 10,7% к 2016 году. Важным фактором роста явилось также выполнение комплекса технологических мероприятий по всем вертикалям дирекций.

Более энергично должен идти на Московской магистрали перевод машинистов на режим работы в «одно лицо», что определено программой по повышению производительности труда для Московской дирекции тяги. В настоящее время без помощников машинисты водят поезда в пассажирском движении на направлениях от Москвы до Владимира, Волоколамска, Вековки, Тулы, Узуново и Вязьмы. Для повышения надёжности управления локомотивом в «одно лицо» в хозяйстве тяги необходимо принять меры к дополнительному оборудованию локомотивов приборами безопасности, такими как ТСКБМ, вторые пульты, КЛУБ-У и т. д. Целесообразно использовать локомотивные бригады в «одно лицо» в вывозном движении.

Ради экономии ресурсов, как отметил главный инженер МЖД, необходимо контролировать уже оправдавшие себя ранее эффективные зимние технологии. Так, в 2015 году на МЖД изготовили 22 нагревательные установки Зубова на базе платформ. С октября 2015 года по апрель 2016 года была произведена разрядка температурных напряжений на 337 рельсовых плетях, и Московская дорога занимала первое место на сети по числу разряженных плетей и замене рельсов. Минувшей зимой было разряжено лишь 228 плетей, в постоянной работе использовались только 14 установок Зубова, а остальные находились на ремонте. В результате лидерство было упущено, дорога оказалась третьей на сети. А ведь при работе нагревательной установки Зубова задействуется 34 путейца вместо 37, то есть налицо экономия трудовых ресурсов.

Более внимательно в дирекциях и хозяйствах следует отнестись к разработке и реализации комплексных межфункциональных проектов по программе «Бережливое производство». Это весьма действенный способ сокращения неоправданных эксплуатационных расходов и повышения производительности труда за счёт улучшения технологии. В 2017 году на полигоне МЖД начат перспективный мультифункциональный проект по станции Перово, работа которой из-за сокращения грузооборота нуждается в срочной оптимизации.

Пилотным полигоном для внедрения инновационных решений по проекту «Цифровая железная дорога» стало Московское центральное кольцо. В марте на МЦК появился с виду такой же, как и все, но особенный электропоезд ЭС2Г «Ласточка» №052. На нём установлено высокоточное диагностическое оборудование для контроля широкой номенклатуры параметров железнодорожной инфраструктуры. Оно работает при любых погодно-климатических условиях на высоких скоростях. Это важный фактор бережливости. Вложив в данный проект серьёзные инвестиции, можно теперь отказаться от стандартной схемы использования автономных средств диагностики и измерения. А именно – от вагонов-путеизмерителей и дефектоскопов, подвижной лаборатории контактной сети. Это элемент безлюдных технологий будущего, он фактически позволит перейти на обслуживание устройств по состоянию, с организацией дежурства аварийных бригад и их выездов по тревожному сигналу на место происшествия или отказа.

В декабре 2016 года было решено опробовать станцию Андроновка на Кольце в качестве пилотной для внедрения инновационных технологий по проекту «Цифровая железная дорога». Оказалось, что весь технологический процесс обслуживания оборудования хозяйства автоматики и телемеханики на станции можно обеспечить всего… одним работником! Подобная же ситуация и в хозяйстве электроснабжения по этой станции. В общем, с появлением диагностического электропоезда на МЦК открываются большие перспективы для сокращения затрат.

В 2016 году в эксплуатационных локомотивных и моторвагонных депо была в опытном режиме внедрена новая технология прогрева электроподвижного состава (ЭП20, ЭД4М), находящегося в ожидании движения, от внешних низковольтных источников электроснабжения – вместо питания от контактной сети. Опытные испытания технологии показали, что экономический эффект при её использовании только в 13 из 28 депо составит 25,5 млн руб. Сейчас разрабатывается технология прогрева тепловозов серии ЧМЭ3Т и ЧМЭ3Э в зимнее время от низковольтных источников электроэнергии. Если бы в хозяйствах проявили побольше заинтересованности в экономии затрат, можно было бы получить неплохую финансовую выгоду.

Следует подумать и о том, надо ли передавать весь объём реконструкции и капитального ремонта подрядным организациям? Ведь сохранение хотя бы части немалого фронта работ за железнодорожниками позволит сохранить штат, сберечь специалистов, повысить их квалификацию и производительность труда, усовершенствовать уровень практических навыков. Руководителям дирекций должен быть выгоден дополнительный объём работ на полигоне МЖД. Это поспособствует решению ещё одной застарелой проблемы социального характера – сокращению режима неполной занятости, предотвращению оттока квалифицированных кадров.

Ещё один вопрос. Как получить эффект от использования малодеятельных линий? Таких на Московской магистрали немало, для них разработана своя «дорожная карта». План включает в себя изменение технологического процесса диагностики пути, в том числе периодичности её проведения. Создаются три новых подразделения в Московской дирекции инфраструктуры, намечен перевод станций на ДЦ, совмещение работниками смежных профессий.

Сейчас на МЖД утверждена программа совмещения профессий в 2017 году. К настоящему времени уже 1598 работников имеют две и более профессии, в этом году к ним присоединятся ещё 62 железнодорожника. Экономический эффект ожидается на уровне 25 млн руб. Со стороны правления компании есть поручение увеличить количество совмещаемых профессий, чем и предстоит в ближайшее время заняться московским региональным дирекциям.

Овладение новой профессией – это, по мнению Владимира Молдавера, выгодный вариант как для работника, так и для железной дороги. Только среди путейцев не хватает около 300 человек, в этой сфере всегда есть, где приложить силы, особенно в начавшийся сезон летних путевых работ. Есть фронт работ и для энергетиков – железнодорожникам этой профессии вовсе не обязательно идти в отпуска без содержания. Многое в решении проблем с высвобождающимися трудовыми ресурсами, как подчеркнул начальник МЖД, зависит от предприимчивости и заинтересованности руководителей дирекций. В это непростое время надо помочь людям.

С докладами о финансовых и производственных сторонах процесса повышения производительности труда на техсовете выступили начальник службы экономики и финансов МЖД Ирина Мисбахова и начальник Московской дирекции инфраструктуры Михаил Старовойтов, другие участники.

В конце заседания была обсуждена парадоксальная ситуация в вагонном хозяйстве.
– Вот говорят, что вагонников не хватает, – прокомментировал Владимир Молдавер. – На каждой станции у нас принято осматривать вагоны. Масса людей этим занимается. Это разве нормально? А ведь должно быть иначе: вагон подготовили, осмотрели – и дали гарантию на всё предстоящее «плечо». В Европе уже давно ни на одной промежуточной станции вагоны не осматривают! Сейчас у нас в ходу инновационные вагоны частных собственников грузоподъёмностью 72 тонны. А нормативная база прежней осталась, рассчитанной на старые рассыпающиеся вагоны, которым после ремонта продлили срок службы на 14 лет. И это за старыми вагонами нужен был глаз да глаз. А новый вагон должен быть на Кузбассе загружен и через полстраны в порту выгружен – без единого осмотра по пути! Иначе компания несёт лишние расходы.
– Сегодня надо активнее заниматься нормативной базой, – указал ещё на один резерв сокращения затрат начальник столичной магистрали.

Игорь Ленский


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30