12 декабря 2019 17:45

Охотник по натуре

Михаил Матвеичев сменил несколько профессий, прежде чем пришёл в вагонное депо Ярославль-Главный – туда, где когда-то работал его отец. И как отец, он тоже стал осмотрщиком-ремонтником вагонов.
«В юности я не думал о железной дороге, своим путём шёл, – рассказывает он. – Но потом жизнь так сложилась, что в 2003 году пришёл в отцовское депо – сначала был слесарем, потом стал осмотрщиком. Главным доводом в пользу этой работы была стабильность, постоянный заработок. А сейчас к вагонам отношусь уже как врач к пациентам. Каждый вагон индивидуален, у него есть свои болячки, которые нужно выявить, чтобы в пути не случилось беды».

Часть дефектов Михаил выявляет «с ходу», когда только встречает подаваемый на станцию состав, стоя на островке безопасности – определяет по виду, по звуку, опираясь на свой опыт. За неполадки, которые трудно выявить, неплохо доплачивают, но Матвеичевым движет не денежный интерес. Мне, говорит, интересно работать, да и душой уже болеешь за свое дело, переживаешь… и тут же смущается – дескать, не мастер я красиво говорить.

Участок Михаила Николаевича один из самых трудных на Северной дороге, поэтому отношение к работе максимально ответственное. Здесь располагается пункт технического осмотра (ПТО) вагонов нефтеналивной станции Новоярославская, на её долю приходится до четверти суточной выручки магистрали от грузовых перевозок. Огромный конвейер цистерн с опасными грузами не останавливается ни на минуту. И главный гарант безопасности здесь осмотрщик-ремонтник. Он выходит на работу в любую погоду, ночью, в праздники. Несколько раз Матвеичев даже Новый год встречал на станционных путях с молотком в одной руке и фонариком в другой.
«Сегодня обработали и отправили шесть составов и ещё один оставили следующей смене, – докладывает старший осмотрщик-ремонтник. – Даже пообедать толком не успел – первое съел, а второе обратно домой привёз».

С утра Матвеичев получает указания начальника ПТО, проводит целевой инструктаж и расставляет свою команду – шесть человек – вдоль составов. Старший смены должен выполнить норму наравне с другими плюс проконтролировать работу каждого подчинённого. Две группы по два человека двигаются от головы и хвоста состава к середине, пока не встретятся. Каждый выполняет визуальный осмотр, простукивает молотком вагонные узлы и детали. Для труднодоступных мест есть смотровая штанга, щупы. В арсенале осмотрщика большой набор приспособлений, которые он носит в специальной сумке. А на другом боку у него висит ещё одна сумка – со слесарным инструментом.

Работник несёт полную ответственность за каждый обследованный им вагон. Поэтому старается «прощупать» его вдоль и поперёк. В своих подопечных Матвеичев уверен как в самом себе. Ребята, говорит, работают с полной самоотдачей, за 12 часов смены проходят не меньше 10 км и выматываются так, что некоторые засыпают в электричке по дороге домой и заводят будильник, чтобы не проспать свою станцию.

По итогам прошлого года Михаил стал одним из трёх лучших работников своего ПТО, а несколько лет назад был лидером депо по количеству выявленных неисправностей. Руководство ценит его и как наставника. Если кому-то из молодых работников нужна помощь – отправляют к Матвеичеву, на обучение. За 14 с лишним лет работы на Новоярославской он воспитал не один десяток профессионалов. К примеру, начальник соседней смены – его ученик.
«Если у молодёжи что-то не ладится – объясняю, показываю, как правильно. Когда человек старается, у него всё получится, – говорит Михаил. – Главное, чтоб желание было, а вот когда его нет, всё сложнее. Ко мне как-то пришёл осмотрщик и заявил: мне сейчас некогда работать, нужен отгул на месяц, чтобы решить вопрос с наследством. Но в основном у нас люди адекватные, работящие».

Осмотрщика, рассказывает Михаил, кормят прежде всего ноги. И руки, которые умеют всё. Когда начинал работать, вспоминает он, все руки были сбиты с непривычки, ведь любую неисправность, не требующую отцепки вагона, осмотрщик должен устранить сам. Подчас требуется не только мастерство, но и физическая сила, воля, упорство. Зато после такой «потной» смены нисходит спокойствие и удовлетворение от хорошо выполненной работы.
«Осмотрщик-ремонтник – это обычно на всю жизнь, – улыбается Михаил Николаевич. – Некоторые у нас уходили в другие сферы, но потом возвращались. Кто-то устраивался менеджером магазина, кто-то уезжал в Москву на заработки, а сейчас все снова здесь».

Михаил уверен, люди возвращаются, потому что на дороге хорошие условия – социальный пакет, льготы и гарантии. При прочих равных этот факт играет решающую роль в выборе места работы. Тем более для железнодорожников созданы программы социальной защиты не только на время работы на предприятии, но даже на период после выхода на заслуженный отдых. Михаила Николаевича вступить в корпоративную пенсионную систему уговорила жена Светлана, когда работала специалистом по кадрам у него в депо. Объяснила, что работодатель будет делать пенсионные взносы в его пользу каждый месяц, а НПФ «Благосостояние» – начислять доход каждый год. Вслед за Матвеичевым формировать корпоративную пенсию начали все в смене. «Мне до пенсии ещё долго, и на здоровье пока не жалуюсь, но думать о своём будущем лучше заранее, чтобы был запас прочности», – считает Михаил.

Как и о будущем благополучии, Матвеичевы позаботились о продолжении профессиональной династии. У них двое сыновей, которые в детском саду всем рассказывают, что папа ремонтирует вагоны, а мама – папин начальник. Сами они тоже собираются ремонтировать вагоны, когда вырастут. Даже четырёхлетний Матвей неплохо для своего возраста разбирается в цистернах, полувагонах и платформах, не говоря уже о шестилетнем Тимофее.

На каверзный вопрос, не обидно ли оставаться на рабочей должности, когда жена уже на руководящей, Михаил отвечает – ничуть. Дескать, у меня своё призвание, у неё – своё. Жене он не завидует, а напротив, гордится ею.
«Дома начальник всё равно он, – смеётся Светлана, сделавшая карьеру кадровика. – И с детьми Миша проводит больше времени, чем я. Он ведь в сменах работает, а я часто в командировках».

После дневной смены отец семейства забирает детей из садика, нянчится с ними, старшего водит в бассейн, да и по дому многое успевает сделать. Даже оба автомобиля – и свой, и жены – сам ремонтирует. Говорит, старается пацанам своим быть примером, чтобы лоботрясами не выросли.

Летом после работы вся смена Матвеичева нередко отправляется на подводную охоту. Выходит, на работе они охотятся за дефектами вагонов, а на отдыхе – за рыбой. В обоих случаях улов бывает солидный. И неисправностей выявляют много, и всех родственников снабжают рыбой – щука, сазан, судак… Причем Михаил как истинный охотник рыбу не только добывает, но и прекрасно готовит.
«Это увлечение у меня с детства – сначала приматывал к палке вилку, потом выпросил у родителей 10 рублей на своё первое подводное ружьё. А сейчас охотничьего азарта мне на работе хватает. Не столько за рыбой на реку иду, сколько за тишиной, за подводными красотами. Все реки и озера, где я побывал, не перечислить…»

Николай Порецкий




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Выбор редакции

Летний призыв