11 декабря 2019 06:36

За эти годы через огонь и воды мы прошли

Сегодня генерал-майору Железнодорожных войск, почётному железнодорожнику Анатолию Георгиевичу Дьячкину исполняется 90 лет.
Железнодорожные войска России внесли большой вклад в восстановление, строительство и развитие железных дорог. Они принимали участие в сооружении железнодорожных линий Кизел – Пермь, Абакан – Тайшет, Ивдель – Обь и, конечно же, легендарной Байкало-Амурской магистрали. На БАМе воины-железнодорожники построили более 1300 искусственных сооружений и уложили почти полторы тысячи километров главного пути. И всё это в экстремальных условиях Севера.
– Трудовые победы зависели от выучки, готовности личного состава решать поставленные задачи, – говорит председатель Центрального совета Общероссийской общественной организации ветеранов Железнодорожных войск РФ генерал-лейтенант в отставке Александр Шабанов. – Но был и ещё один важный фактор – сила духа. Его воспитывали в подчинённых офицеры, которых в разные времена называли комиссарами, политработниками, воспитателями. Один из самых ярких и уважаемых представителей этой военной профессии – генерал-майор Анатолий Георгиевич Дьячкин. Сегодня все, кто его знает, спешат поздравить с юбилеем и пожелать ему крепкого здоровья.

Он вырос в большой крестьянской семье, где было семеро детей. Родители воспитали в нём характер и высокие нравственные качества. А жизнь закалила его. Школьником-подростком он трудился в колхозе. В 1944 году поступил в Елецкий железнодорожный техникум. После его окончания работал на железной дороге сначала слесарем, потом бригадиром мостовой бригады и мастером. А в 1950 году был призван на военную службу в Железнодорожные войска и стал командиром взвода отдельного мостового батальона легендарной 26-й Кёнигсбергской ордена Александра Невского железнодорожной бригады в городе Смоленске.

Спустя год Дьячкина, увидев в нём лидерские качества, избрали секретарём комитета комсомола. Занимался комсомольской работой сначала в отдельной железнодорожной бригаде, а потом и в железнодорожном корпусе в Харькове. Вырос до заместителя начальника политотдела бригады, а затем стал его начальником. В 1970 году его назначили замполитом факультета Академии тыла и транспорта. А затем десять лет – с 1974 по 1984 год – он был начальником политотдела Ленинградского высшего военного училища Железнодорожных войск и военных сообщений. За этот период там подготовили тысячи будущих офицеров-железнодорожников, прославивших Железнодорожные войска на строительстве Байкало-Амурской магистрали и других важных объектов. Пика военной карьеры Анатолий Георгиевич достиг в 1984–1989 годах, став первым заместителем начальника политуправления Железнодорожных войск.

Почти четыре десятка лет он отдал воспитанию молодых офицеров. Учил служить верно Родине, проявлять воинскую доблесть не только в бою, но и в мирном труде. Сам бывал на многих стройках, где трудились «стальные солдаты», решал их проблемы, беседовал с личным составом. Многие, повзрослев, не раз вспоминали эти беседы и его отеческие наставления.

Во время распада Союза генерал Дьячкин был среди тех, кто помог сохранить ЖДВ как важнейшую боевую единицу наших Вооружённых сил.
– Столько было в тот период лжи, неискренности, словоблудия, – говорит Анатолий Георгиевич, – и очень тяжело было со всем этим бороться. Но мы не стали, с одной стороны, цепляться за устаревшие догмы, а с другой – не кинулись сломя голову в перестроечные эксперименты. Мы сосредоточились на таких вечных ценностях, как долг, традиции, войсковое товарищество…

Всё это во все времена позволяло Железнодорожным войскам справляться даже с труднейшими задачами – ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и землетрясения в Армении. Для руководства работами по ликвидации последствий аварии была образована оперативная группа ГУЖВ во главе с генерал-лейтенантом Александром Виноградовым и генерал-майором Анатолием Дьячкиным. Первыми военными железнодорожниками, вступившими на заражённую землю Чернобыля, были офицеры оперативных групп корпуса и ГУЖВ, которые провели техническую разведку и оценку состояния транспортных объектов, определили места дислокации подразделений ЖДВ, предварительные объёмы работ первой очереди по восстановлению земляного полотна и железнодорожных путей к разрушенному энергоблоку. В Чернобыле военные железнодорожники перелопатили около 100 тыс. куб. м грунта, восстановили и построили более 55 км железнодорожных путей. За этими цифрами тысячи часов рабочих смен, бессонные ночи. Ликвидаторы понимали, что с радиацией шутки плохи. Но при этом в войсках не было случаев отказа от выполнения поставленных задач. Кстати, именно Анатолий Георгиевич отвечал за воспитательный процесс в подразделениях ликвидаторов из ЖДВ в Чернобыле.

Вот что говорит о Дьячкине один из его учеников – генерал-полковник запаса, а ныне заместитель губернатора Владимирской области Виталий Азаров:
– Из рук Анатолия Георгиевича я получал удостоверение кандидата в члены КПСС. Было это в Ленинградском училище Железнодорожных войск и военных сообщений, где я учился. Много лет с той поры пролетело, и отношение к КПСС у всех сегодня разное. Но то, что получил я этот документ из рук генерала Дьячкина, вызывало особое чувство, поскольку этот человек был примером во всём. Несколько лет спустя я сменил Анатолия Георгиевича на должности начальника политотдела училища. Когда занял его кабинет, не стал ничего в нём менять, чтобы сохранить дух этого замечательного человека, его, если хотите, ауру. Уверен, что сегодняшние успехи Железнодорожных войск напрямую связаны с теми славными традициями, которые создавали и приумножали такие люди, как Анатолий Георгиевич Дьячкин.

Родина по заслугам оценила его ратный труд. Генерал Дьячкин награждён орденами Красной Звезды, «За службу Родине в ВС СССР» II и III степеней и 34 медалями, удостоен званий «Почётный железнодорожник» и «Почётный транспортный строитель».

После увольнения в запас Анатолий Георгиевич возглавлял в течение 12 лет Московскую организацию ветеранов ЖДВ. Да и сегодня, в свои 90, он активно участвует в общественной жизни, воспитывает молодое поколение, учит вечным ценностям.

Александр Комаров,
полковник запаса

 


Оставить комментарий
Рядовой 06.08.2019 07:19:49
Поздравляю от чистого сердца, желаю доброго здравия на долгие года, помню, как по отечески и без каких либо уставных церемоний, в теплой атмосфере и будучи генерал майором, начальником полит отдела училища, беседовал  со мной и ещё с двумя призывниками ,прибывшими в роту БОУП (Батальон Обеспечения Учебного Процесса), вызывая по одному в свой кабинет в ЛВУ ЖДВ и ВОСО имени Михаила Васильевича Фрунзе, чем искренне удивил и вызвал у нас глубочайшее уважение, огромное спасибо за человечность! Перед этим нас две недели муштровали в Волгоградской учебке, где строем приходилось козырять даже перед младшими сержантами, а тут прямо целый генерал с нами общался как отец, объяснил куда попали, что нас ждёт и ещё искренне за нас поволноваться что мы ещё не приняли присягу,  ....ну как то так, спасибо ещё раз, мой комментарий от самого низшего чина, наивысшему человечному отношению, думаю чего то стоит, это вам не лебезиловка какая то, а реальная сцена отношения Анатолия Георгиевича Дьячкина к людям, на много ниже по рангу, таким должен быть каждый уважаемый Офицер!
Гость рядовой ЖДВ, 76-78. 28.08.2019 10:40:19
Я не знаком с этим человеком. Поэтому напишу пару слов просто "в тему".
Служил в ЖДВ на БАМе. Безответственности, бесчеловечности, несправедливости и бессовестности среди офицеров видел  больше, чем достаточно. Среди замполитов эти "человеческие качества" встречал, наверное, чаще, чем среди остальных командиров... Однако помню единичные случаи, когда ОТДЕЛЬНЫЕ замполиты поступали как порядочные люди. Правда, в тех условиях оставаться честным и порядочным человеком было весьма НЕПРОСТО!
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Выбор редакции

Летний призыв