13 июня 2021 04:41

Машинист, сын машиниста

Судьба горьковского железнодорожника Александра Спиридонова – история верности магистрали и своим товарищам

Это был необыкновенный паровоз. Небесно-голубого цвета с энергичными красными стрелами на тендере и большим вымпелом под звездой. На вымпеле было написано, что это юбилейная машина Су, выпущенная заводом «Красное Сормово» в год столетия. Её передали одному из лучших машинистов МПС – Василий Спиридонов водил этот паровоз с 1949 года с московским поездом.
Теперь его сын, Александр Спиридонов, ныне председатель Совета ветеранов Горьковской железной дороги, точно знает: это воспоминание не было следствием детской сильной впечатлительности – другого такого паровоза действительно не существовало.

И Александр уже тогда понимал, что обязательно тоже будет водить поезд. Ведь он из рода железнодорожников. Его дедушка Сергей Никифорович Аникин работал в грузовой службе. Другой дедушка тоже был железнодорожником, но о нём дома обычно не говорили. Только потом Александр узнал: в 1937 году Фёдор Спиридонов, работавший кондуктором во Владимире, был репрессирован. А дальше была война, о которой дома тоже говорили мало. Александр знает, что его отец отправился на фронт в составе колонны особого резерва. Её составы обслуживали фронт, перебрасывали технику, войска. Отцу пришлось даже раз выходить из окружения, взорвав паровоз. Василий Спиридонов вернулся с войны с орденом Красной Звезды, продолжил работу. Спустя полтора десятилетия он стал одним из первых машинистов дороги, кто выучился водить электровоз и поехал на Владимир на новеньких ВЛ60.

Однако выбор Александра Спиридонова одобрили не все, например в школе его решение просто не поняли. Как так – отличник забрал документы после восьмого класса и ушёл учиться в только создававшийся железнодорожный техникум, где было только вечернее отделение? Но Спиридонов-младший был верен своей мечте. Он, 15-летний, ходил на занятия вместе с дядями под сорок, машинистами паровозов, которые осваивали электротягу.
– Они подшучивали: ты-то после занятий – домой, а нам – работать. И мне стало обидно. Я пришёл той же осенью 1963 года в локомотивное депо, к главному инженеру Вячеславу Сергеевичу Булгакову, сказал, что учусь в техникуме и хочу работать на ремонте. Когда он узнал, что я сын Спиридонова, меня взяли слесарем.

Работа в цехе выпрямительных установок оказалась физически трудной, требующей внимания и осторожности. К 18 годам Александр имел уже высокий для своего возраста, третий слесарский разряд. Ему нравилось, как менялось депо. Ещё недавно – он помнил – это были прокопчённые цеха ремонта паровозов. А вместе с новой техникой туда пришли молодые инженеры, которые решили изменить всё вокруг. Чистота, порядок, инструменты знали своё место, все промаркированы яркими цветами. Делом чести стало работать на совесть – не допускать брака, экономить ресурсы. Активно шла и общественная жизнь. В депо был вокальный ансамбль, уважали здоровый образ жизни: насчитывалось 14 мастеров спорта. Молодёжь долбила после работы шлаковые отвалы и сажала на их месте аллеи каштанов и лиственниц. А в цехах даже росли пальмы! Александр не оставался в стороне от интересных и добрых дел.

Спиридонов-младший выучился на помощника машиниста. Но спустя год его как человека, активно участвующего в жизни депо, выбрали секретарём комитета комсомола. Должность освобождённая, но наш герой настоял на том, чтобы его всё равно несколько раз в месяц ставили в график.

В годы его работы в должности секретаря комитета комсомола много замечательного сделала молодёжь депо вместе с ветеранами. Участвовали в создании музея. Потом искали паровоз бронепоезда «Козьма Минин», снаряжённого в 1941 году. Он входил в единственный за всю войну дивизион бронепоездов, удостоенный боевого ордена. Локомотив нашли на Северной дороге, он был доставлен в Горький своим ходом. Затем вместе с фронтовым экипажем комсомольцы готовили его к установке на вечную стоянку. Сквер возле Дворца культуры «Железнодорожник» с обелиском Славы – тоже результат труда Спиридонова и его товарищей. Сколько потребовалось субботников, чтобы потянулись к небу деревья на месте промзоны! Сейчас рассказывают, что там был шпалозавод, – так никто не верит. А ещё при Спиридонове в депо удалось создать комсомольско-молодёжную смену и доказать всем, что в деле она не хуже, чем опытные работники.

Но не всё в судьбе Александра Спиридонова складывалось гладко. К примеру, летом 1972 года он решил учиться на инженера путей сообщения. Успешно сдал два экзамена. А накануне третьего его подняли по тревоге и отправили одним из руководителей отряда железнодорожников тушить лесные пожары, обложившие город со всех сторон. Спиридонов координировал усилия работников узла с военными, обеспечивал отряд всем необходимым. А ещё он спас товарища – вытащил его на себе из зоны разбушевавшегося верхового пожара. Через несколько месяцев ему вручили медаль «За отвагу на пожаре». Однако поступление в вуз отложилось тогда на несколько лет.

В советское время человек, который «пошёл по общественной линии», обычно не возвращался к своей инженерной и особенно рабочей профессии. Но это не про нашего героя. Одно время он работал даже в бюро обкома комсомола, но не раз снова возвращался в кабину электропоезда.

Его как опытнейшего машиниста главный инженер Вячеслав Булгаков позвал испытывать первый 20-вагонный состав. Сцепить два электропоезда – была идея руководства депо Горький-Московский. Такой состав был необходим: утром из Дзержинска тысячи людей уезжали на работу в промзону и в Горький. Поезда шли друг за другом, но этого всё равно не хватало. И вот был сформирован состав, который мог вмещать до пяти тысяч человек. Никогда до этого в истории не существовало транспортного средства такой вместимости. Как поведёт себя пневматика, как пройдёт разгон, какие сложности возникнут при остановке – всё было просчитано, но на практике ответ на все эти вопросы инженеры получили, когда состав повёл в обкатку, а потом и в первый рейс Спиридонов. С его участием внедрялась и разработка «волчий глаз». Когда поезда стали работать без проводников в последнем вагоне, там у двери поставили направленный фонарь. В тёмное время поезд закрывал двери, только когда помощник машиниста видел фонарь – значит, его свет не закрывали садящиеся пассажиры. Среди наград Александра Спиридонова – единственный советский орден, который мог получить только простой рабочий человек, – Трудовой Славы III степени.

Но в жизни каждого, кто отвечает на работе за жизни сотен людей, рано или поздно наступает момент, когда своё слово говорят медики. В 1988 году Александра Спиридонова, который не мог больше работать машинистом по состоянию здоровья, выбрали председателем профкома депо. Потом он руководил фондом соцстраха, был заместителем председателя дорпрофсожа, председателем территориального комитета профсоюза. Сейчас он возглавляет Совет ветеранов.
– Многое меняется, нас подстерегают порой сложные ситуации, но люди, связанные с железной дорогой, привыкли друг друга понимать, во многом друг другу доверять и помогать. Простой пример – корпоративная пенсия. То есть руководство компании позаботилось о том, чтобы сотрудники достойно жили после стольких лет работы на железнодорожных предприятиях. Поэтому, например, я вступил в корпоративную пенсионную систему, которую реализует фонд «БЛАГОСОСТОЯНИЕ». И не жалею.

Спиридонов энергичен, его, как всегда, легко найти, если нужно решить важный вопрос. Он одинаково легко умеет общаться и с бывшим монтёром пути, и, например, с последним министром путей сообщения СССР Леонидом Матюхиным – тот в феврале приехал в гости на родную Горьковскую магистраль, и сопровождать его попросили Александра Спиридонова.

Николай Морохин


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31