25 мая 2020 19:34

Специальный проект 'Под знаком качества'

Базовые элементы

Забайкальцы намерены закрепить прошлогодний успех

По итогам 2016 года Забайкальская дорога признана лучшей на сети по внедрению методов бережливого производства. О том, как удалось добиться такого результата, наш сегодняшний разговор.
Александр Большаков, главный инженер Забайкальской дороги
– Александр Николаевич, как коллектив дороги пришёл к такому результату?
– К победе мы шли последовательно. Оценили потенциал, обучили людей, прежде всего опытных специалистов, ключевым принципам бережливого производства. Кроме того, изучили опыт тех, кто побеждал до нас. Ещё в 2015 году, проанализировав общепринятый на сети подход к внедрению инструментов бережливого производства, мы приняли решение выделить базовые элементы эффективности. Наше решение основано в первую очередь на скрупулёзном подходе к качеству картирования производственных технологических процессов и вовлечению персонала на всех уровнях.

– На счету предприятий Забайкальской магистрали два вторых и два третьих места по итогам работы за 2016 год. В числе призёров Центр организации работы станции Белогорск, эксплуатационное вагонное депо Борзя, Читинская дирекция материально-технического обеспечения. Что они сделали для достижения высокого результата?
– Узловая рабочая группа в Белогорске сумела наладить конструктивное взаимодействие партнёров. Аналогичная работа была проведена и другими призёрами конкурса.

– Насколько бережливое производство помогает выполнять поставленную руководством компании задачу добиться максимальной экономии материально-технических ресурсов в условиях кризиса?
– Я бы не стал увязывать бережливое производство с кризисом. Ведь это инструмент, работающий в любой ситуации. Бережливость в идеале должна стать нормой жизни, приемлемой и понятной для всех работников компании. Важно всё время быть в поиске ликвидации непроизводительных потерь, ухудшающих нашу конкурентоспособность. Мы своих специалистов воспитываем в классическом понимании бережливого производства. Наш путь – создание ценности и сбережение трудовых и материально-технических ресурсов.
Бережливое производство, на мой взгляд, отнюдь не панацея от проблем и кризисов. Это разумная организация производства, а не разовая мера, направленная на устранение технологических недостатков.

– Не все проекты выходят на уровень сети, при этом оставаясь актуальными для дороги. Какие из них наиболее успешно у вас реализуются и есть ли среди них потенциал для включения в базу типовых решений?
– Не всем проектам дано быть тиражируемыми, и это нормально. На Забайкальской дороге сделан упор на качество проектов. В прошлом году реализовано множество проектов, и разделять их по критериям успешности или неуспешности некорректно, каждый из них для нас важен, мы не делим их на категории. Для нас каждый проект ценен прежде всего заинтересованностью самих исполнителей процессов в избавлении от непроизводительных потерь. И тиражировать на других дорогах можно многие из наших проектов, адаптируя их к своему хозяйству, подразделению и персоналу.
Сегодня наиважнейшим является процесс перевозок и все аспекты, связанные с ними. Огромный потенциал для улучшений есть в локомотивном комплексе. Важно значение полигонной технологии и умение работать с соседними дорогами, совместно устраняя потери в перевозочном процессе.

– Насколько перспективна реализация мультифункциональных проектов бережливого производства на дороге? И что для этого необходимо сделать?
– Мультифункциональный проект бережливого производства – это, по сути, оптимизация производственного процесса, полностью или частично включающего деятельность, выполняемую разными функциональными подразделениями и филиалами компании. И это практически любой техпроцесс, связанный с обеспечением перевозочного процесса, будь то пропуск, формирование поездов, их расформирование или же ревизия контактной подвески. Иначе говоря, осуществлять перевозочный процесс, не прибегая к выполнению мультифункциональных проектов, невозможно, они превалируют в общем количестве проектов бережливости в отрасли.
Другой вопрос – их совершенствование за счёт применения инструментов бережливого производства. Здесь неисчерпаемый источник улучшений и возможностей управления производством. Поскольку именно в процессах, при выполнении которых задействованы несколько хозяйств, больше всего несогласованности, а значит, и потерь, не добавляющих ценности конечному потребителю. И, конечно, забайкальцы видят такие потери. В 2017 году к реализации на дороге предложено немало мультифункциональных проектных решений, и идей у нас много, надеюсь, все они будут успешно реализованы.
Перспективы развития многофункциональных проектов определяют наши повседневные задачи. При этом важно не только увидеть издержки, но и найти правильную форму мотивации персонала для минимизации непроизводительных потерь. Люди должны ощущать свою востребованность, получать адекватную оценку своих правильных решений, в том числе и за счёт открывающейся в связи с этим возможности карьерного роста.

– В этом году ваша дорога готовит новые проекты бережливого производства. Какими они будут?
– Мы надеемся на то, что проекты этого года будут прорывными. Предварительные планы уже сформированы на уровне региональных дирекций. Если в прошлом году Забайкальская дорога стала победителем сетевого конкурса, то в этом году нам предстоит подтвердить наш успех. За последние годы проведена большая работа по подготовке и обучению наших специалистов. Переработана программа очного обучения. Изменения коснулись методов и принципов применения инструментов бережливого производства. А основной упор сделан на изучении инструментов бережливого производства и их применении непосредственно в производственной практике.
Сегодня наши наработки в этом вопросе представлены на центральный уровень и ведётся подготовительная работа по установлению деловых контактов Забайкальской магистрали с недавно открытым в Корпоративном университете ОАО «РЖД» Центром практического обучения бережливому производству. Совместно мы планируем организовывать локальные курсы по программам Корпоративного университета для сотрудников Забайкальской магистрали, используя возможности Инженерного центра. Это будет тоже в своём роде проект бережливого производства, позволяющий забайкальцам оптимизировать затраты на обучение.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28