25 мая 2020 21:37

Чайная церемония

Подстаканник – один из символов железной дороги

125 лет назад в российских поездах появились подстаканники по распоряжению министра путей сообщения Сергея Витте. Он считал, что в них удобнее подавать стаканы с чаем во время движения поезда.
С детства знакома нам традиция чаепития в пути: за окном пролетают незнакомые города и полустанки, вагон покачивается, колёса мерно постукивают... И неизменно эту картину дополняет мягкий металлический перезвон – это проводница разносит чай в подстаканниках.

Сегодня по России в поездах «колесят» больше 540 тыс. подстаканников. Конструкция эта оказалась настолько удачной, что до сих пор ничего проще не придумали. Да и не стремятся – подстаканник стал своего рода символом железных дорог.
– Сервировка чая – целая церемония, – рассказывает начальник поезда Москва – Адлер Владлен Карартынян. – Изначально подстаканники были очень удобны тем, что можно было безопасно нести сразу несколько стаканов в одной руке. Сегодня мы носим чай на подносах, но и тут подстаканник незаменим – он очень устойчив. Но главное, что пассажирам очень нравится.

Подстаканники делают сегодня в городе Кольчугине на заводе цветных металлов. Только в прошлом году там изготовили их больше 15 тыс. для ФПК.

На Кольчугинском заводе – просторные цеха. Тот участок, где производят подстаканники, занимает 20 тыс. кв. м. Около первых в производственном цикле станков – 500-тонных прессов – в огромных ящиках блестят пластины будущих подстаканников. Они уже узнаваемы: вот вырезанные пока гладкие заготовки – кажется, легко согнуть пластину руками, и стенки подстаканника готовы; вот они же, но уже с оттиском основного узора. Каждую деталь под пресс кладёт мастер, вручную выравнивая её положение, малейший сдвиг в сторону – и оттиск получится неровным.

Большую часть подстаканников делают из латуни, поэтому до финальной обработки – нанесения защитного покрытия – детали изделий блестят жёлтым золотом, и ящики-вагонетки с ними выглядят так, словно выкатились из сокровищницы восточного хана. Кстати, с Востока и пришла к нам традиция чаепития, а вот о родине подстаканника археологи спорят до сих пор – аналогичные изделия есть в разных культурах. В России они появились в XVIII веке и почти сразу стали предметом художественным – умельцы соревновались при их изготовлении в мастерстве чеканки, ковки и гравировки.

Сегодня спайку деталей делают высокотемпературной газосваркой. Она почти не оставляет швов и намертво скрепляет края деталей между собой. Но много значит и правильная механическая сборка. Например, дно подстаканника с его стенками крепят, не спаивая металл. Края стенок и основания загибают на специальном станке, и после этого разъединить их уже невозможно. Этот процесс называется «запрессовка», и он один из самых ответственных на производстве.
– А вот изгиб ручки делают только вручную, – рассказывает начальник цеха товаров народного потребления Виктор Горячев. – Видите, какой она необычной формы – такую кривую сложно было механизировать.

После всех черновых работ подстаканники поступают в цеха, где их покрывают защитным и декоративным покрытием. Жёлтые латунные и оранжевые медные заготовки приобретают здесь благородный серебристый отлив. Большинство подстаканников никелированные. Всего для разных заказчиков завод выпускает их около 20 тыс. в месяц. Ещё от тысячи до двух покрывают серебром, а 100–200 коллекционных после этого ещё и золотят.

Самый зрелищный процесс – серебрение. Целый зал занят уставленными друг за другом ваннами, в которые по очереди опускают подстаканники на подвеске. Она обработана пластизолем – специальным веществом, к которому серебрение не пристанет. А вот подстаканники проведут в ванне с жидким раствором серебра около 40 минут и после этого будут сиять серебряным блеском. Правда, не всё так просто. Прежде чем принять драгоценную ванну, подстаканники должны пройти ещё несколько процедур: сушку, обезжиривание, протравку, нанесение медной основы, промывку...
– Весь процесс занимает около полутора часов, – рассказывает мастер участка серебрения Юлия Новожилова. – В смену мы делаем 24 или 48 подстаканников, но можем и больше – в зависимости от заказа. Сейчас становится больше заказов на сувенирные подстаканники, люди покупают их в подарок и для дома.

Разнообразие рисунков на таких сувенирах почти не ограничено – гравёры могут выполнить любой заказ. Одни из самых популярных рисунков – Московский Кремль, васнецовские «Три богатыря», олимпийский мишка, «Охотники на привале» по мотивам картины Перова и герб России.

В конце производства все подстаканники собираются в цехе готовой продукции. Здесь каждый из них пристально рассматривают – крупный брак к этому этапу уже исключён, но нельзя допустить и мелких огрехов. Прошедшие отбор подстаканники полируют и упаковывают. Теперь они готовы отправиться к заказчику – в вагоны поездов или на витрины сувенирных магазинов. Этот неизменный атрибут железнодорожного путешествия становится одним из символов России наряду с матрёшкой. А главное, этот символ живой – им пользуются тысячи россиян каждую минуту, ведь какая поездка обойдётся без уютного, почти домашнего позвякивания подстаканников.

Наталья Цыплёва




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28