31 мая 2020 10:14

Вокзал стал лабораторией инноваций

Максим Цыбаков, руководитель проектов Департамента программ стимулирования спроса Фонда инфраструктурных и образовательных программ

– В железнодорожной отрасли всё чаще применяются композитные материалы. Проект их использования, например в опорах контактной сети, ОАО «РЖД» разрабатывало вместе с вашим фондом. На каком этапе реализации он находится?
– В Ярославской дистанции электроснабжения Северной дирекции по энергообеспечению и в Кировской дистанции Горьковской дирекции по энергообеспечению начались эксплуатационные испытания 10 опор контактной сети. Все они армированы устойчивой к коррозии композитной арматурой. Стоит отметить и то, что по сравнению с металлической она практически не чувствительна к блуждающим токам. Такие опоры не требуют специального обслуживания, экологически безопасны и долговечны. Эти факторы особенно важны с учётом огромной протяжённости российских железных дорог, значительная часть которых проходит по районам с экстремальными климатическими условиями.

– Но испытания ещё не закончились. Означает ли это, что остальные объекты инфраструктуры будут ждать своей очереди на применение в их конструкции композитов?
– Если и будут ждать, то недолго. Одно из перспективных направлений их применения – консоли контактной сети. Изготовленные из композитов, они не нуждаются в электрической изоляции. Согласитесь, это значительно упрощает их монтаж и обслуживание. В ближайшее время начнутся эксплуатационные испытания 11 композитных консолей в Вологодской дистанции электроснабжения Северной дирекции по энергообеспечению.

– Устойчивость к коррозии и изолирующие свойства новых материалов – это их единственные достоинства?
– Поясню на примере. Железнодорожные рельсы в вертикальной и горизонтальной плоскости испытывают высокие нагрузки при прохождении поездов. Они особенно возрастают в зоне стрелочных переводов и кривых, что со временем приводит к ослаблению крепежа металлических подкладок, а шурупные отверстия в деревянных шпалах разбалтываются. Для устранения этих последствий проводится периодический ремонт верхнего строения пути, как правило, сопровождаемый заменой шпал и крепежа. Достойной альтернативой такому ремонту может стать композитная ремонтная смесь. Это разработка фирмы «Твема». Фонд представил её на НТС ОАО «РЖД», где она была одобрена. Кстати, её эксплуатационные испытания начнутся в конце первого квартала этого года на одном из участков Северной дороги. Композитная ремонтная смесь продлит срок службы деревянных шпал, которых на сети остаётся пока достаточное количество. Подтвердили это её тестовые испытания на Экспериментальном кольце ВНИИЖТа в Щербинке, а также в Московском и Бакинском метрополитенах.

– А что ещё, кроме этих проектов, дало сотрудничество ОАО «РЖД» и Фонда инфраструктурных и образовательных программ?
– В прошлом году прошло заседание Научно-технического совета ОАО «РЖД» и нашего фонда. Обсуждалась целесообразность применения низкоэмиссионных энергосберегающих стёкол при строительстве и реконструкции объектов инфраструктуры российских железных дорог. Сейчас стеклопакеты с этими стёклами установлены на семи станциях Московского центрального кольца.
А перед этим был реализован проект по внедрению светодиодной техники на сети дорог. Это наружное освещение сортировочных, грузовых и пассажирских станций, железнодорожных мостов, внутреннее освещение локомотивных и вагонных депо. Например, на вокзале в Анапе впервые в России были применены системы солнечных модулей. На кровле вокзала были установлены 560 солнечных модулей общей площадью около 1600 кв. м. Их годовая выработка электроэнергии составила более 80 тыс. кВт?ч. В состав системы вошли 24 аккумуляторных батареи общей ёмкостью 144 кВт?ч. Они позволяют при отключении внешних источников в течение трёх часов обеспечивать бесперебойную работу вокзального комплекса.
Система была спроектирована и внедрена ООО «Хевел» – крупнейшим отечественным производителем солнечных модулей (аффилированным с АО «РОСНАНО»). Впоследствии на вокзале Анапа были внедрены различные энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии другими компаниями в рамках инвестиционных проектов ОАО «РЖД», а он сам у железнодорожников получил название «вокзал-лаборатория».

Беседовал Валерий Осипов


Справка «Гудка»
Фонд инфраструктурных и образовательных программ создан в 2011 году в результате реорганизации государственной корпорации «Роснанотех» с целью развития инновационной инфраструктуры и стимулирования спроса на высокотехнологическую нанопродукцию. Он входит в «РОСНАНО» как автономная некоммерческая организация.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28