25 мая 2020 19:26

Звезда машиниста Батищева

На Юго-Восточной дороге отметили 90-летний юбилей Героя Социалистического Труда Бориса Батищева. На магистрали он остался единственным здравствующим ветераном, отмеченным высшей советской наградой за труд.
Он родился в 1927 году в селе Грязи Липецкой области. Маленький Борис смотрел на железную дорогу через заросли черёмухи и мечтал стать машинистом.

Жить бы да учиться, да началась война. В школу попал немецкий снаряд, отец, работавший весовщиком на железной дороге, ушёл на фронт.

Враг подходил всё ближе, и 14-летний паренёк уже подумывал податься в партизаны. Но Красная армия смогла остановить наступление фашистов, и Борис занялся решением не менее важной задачи – помочь матери прокормить двух младших сестёр – Валю и Тамару. Увы, Тамара заболела ангиной и не смогла справиться с болезнью…

По стопам отца Борис отправился на железную дорогу. Мечтал о работе машиниста, но взяли учеником слесаря по ремонту паровозов, получил третий разряд. А с мечтой о кабине паровоза помог случай – несчастный: ремонтируя паровоз, Борис повредил пальцы на руке. Заниматься ремонтом он больше не мог, и начальство, то ли исполняя его мечту, то ли просто чтобы скрыть травму на производстве, отправило Батищева на курсы помощников машиниста.

Отучился, вышел на работу кочегаром. При плохом угле и старых паровозах лёгкой работа не была.

Война тем временем подходила к победному концу.
«В те времена, чтобы занять место машиниста, надо было наездить помощником 50 тыс. км. В первую поездку на Жердевку 17 раз чистил топку, – вспоминает Борис Михайлович. – Вернулся из рейса, провалился в сон, а вскоре новый приказ – в рейс. Никогда не отлынивал от работы, но реально не было сил подняться. Думал, больше никогда к паровозу не подойду».

Но подошёл. И отработал до Победы.

Отца ждали с военными эшелонами, которые шли через Грязи. 19 апреля 1945-го получили от него письмо, которое оказалось последним. Потом пришла похоронка. Михаил Осипович погиб за две недели до конца войны. А в День Победы, 9 мая 1945 года, Борису Батищеву наконец выдали права помощника машиниста.

Страна поднималась из руин, люди, не жалея сил, работали, восстанавливая экономику. Вот и локомотивщики Юго-Восточной дороги взялись за вождение большегрузных поездов, увеличивали плечи.
В 1952 году машинист Борис Батищев повёл паровоз ФД20. Потом возглавил комсомольско-молодёжную бригаду. «Очистили, отмыли, отремонтировали старый паровоз, – рассказывает он. – Плохонькая была машина, в первые месяцы подводила, но потом всё наладилось. Как крестьянин холит свою лошадь, так и мы относились к паровозу: сами промывали все детали, ремонтировали. В наши обязанности это не входило, но кто лучше нас знает свою машину?»

Как-то раз в топке паровоза потекла труба, ехать дальше было нельзя, но тогда будет сорван график. Батищев заточил берёзовый кол, спустил пар, надел фуфайку и полез с колом и кувалдой в топку. Забил в прореху клин. Доехали до промывочной, в график уложились.
«Чудо, что в живых остался. Если бы пробил трубу, сварился бы в топке курёнком. Сейчас думаю: зачем, дурак, лез? Но тогда честь коллектива превыше всего была», – говорит ветеран.

Бригада Батищева повышала вес водимых поездов. За каждые 100 тонн выше нормы доплачивали шесть рублей, вспоминает он, но дело было в идее, а не в деньгах или наградах. Но награда всё равно нашла своего героя. В 1959 году 32-летний Борис Батищев стал Героем Социалистического Труда.
«Я уверял начальство, что кроме меня есть достойные кандидаты, но решили, что я должен получить Звезду Героя. А мне, наверно, Бог помогал, было какое-то особое чутьё к технике, чувствовал машину, да и задор молодости не давал плестись в хвосте», – объясняет Борис Михайлович. И вспоминает, как на каком-то из торжественных собраний его похлопал по плечу министр путей сообщения Геннадий Фадеев и сказал удивлённо: «Такой молодой и Герой!»

Герой Соцтруда Батищев не почил на лаврах. Когда на дорогу пришли тепловозы, отправился на курсы – учиться работать на новых машинах. Потом точно так же переучивался на вождение электровоза. В итоге провёл полвека на железнодорожном транспорте, из них 40 лет – в кабине локомотива. И уйдя на пенсию, работу не оставил: 10 лет трудился машинистом на прогреве.
«Моя опора и помощница по жизни – жена Надежда Ивановна, лучшая женщина в городе, скажу никому не в обиду», – утверждает Борис Михайлович. Уже 61 год они с супругой идут по жизни рука об руку. Часть лучей своей Золотой Звезды Героя Борис Батищев честно отдаёт своей супруге, признавая, что без неё ни о каких наградах не было бы и речи.

Сергей Михалёв,
соб. корр. «Гудка»
Воронеж




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28