16 июня 2019 12:09

Ключ от банка

Стать клиентом кредитной организации можно будет через Интернет

Возможно, с 2018 года все банковские услуги можно будет оформить через Интернет. Каждый сможет получить универсальный логин и пароль, работающие во всех кредитных организациях.
Минкомсвязи, Центробанк и Росфинмониторинг прорабатывают порядок электронной идентификации граждан, который бы позволил банкам узнавать все требующиеся данные о клиентах заочно. Базой клиентских данных будет служить Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА), которая используется при оформлении электронных муниципальных и государственных услуг. На данный момент в ЕСИА хранятся персональные данные, в том числе паспортные, ИНН, свидетельство пенсионного страхования (СНИЛС), порядка 40 млн россиян.

Минкомсвязи предлагает открыть доступ в эту систему ещё и банкам. Чтобы дистанционно стать клиентом банка – открыть в нем счёт, карточку или воспользоваться иными услугами – гражданам нужно будет пройти однократную полную идентификацию, пояснили в ведомстве, в результате этой процедуры выдаются универсальный логин и пароль, работающие во всех кредитных организациях.

Как пояснили «Гудку» в ЦБ, для полной идентификации понадобится один раз лично посетить офис того банка, который уполномочен проводить эту процедуру, и предоставить личные данные: паспорт, СНИЛС, номер телефона, а также биометрические данные (соответствующую фотографию и запись речи). После того как банк занесёт эту информацию в ЕСИА, гражданин может удалённо открыть счёт в любом банке и пользоваться банковскими услугами тоже любого банка. «Идентификация будет происходить удалённо через подтверждение логина и пароля в ЕСИА, сверку биометрических данных через Интернет и номера телефона по СМС», – сообщили «Гудку» в пресс-службе Центробанка.

В дальнейшем будут применяться дополнительные механизмы защиты пользователей, они сейчас разрабатываются, сообщили в ЦБ.

Электронная идентификация появится в ряде банков уже во втором полугодии этого года. «Если шесть месяцев нам покажут хороший результат, то предполагается, что мы её распространим на всех участников финансового рынка. В 2018 году она может быть полномасштабной для всех финансовых организаций», – заявила на днях заместитель председателя Центробанка Ольга Скоробогатова.

В банковском сообществе считают, что дистанционное оформление услуг будет востребовано гражданами, особенно жителями регионов, которым добраться до отделения банка не всегда просто.

В ФинПотребСоюзе поддерживают уход от бумажного документооборота, но замечают, что в первую очередь важно не удобство, а безопасность. «Открытие счетов гражданам не требуется повседневно. Это не покупка продуктов по дороге домой. К сожалению, в нашей практике есть немало обращений по фактам хищения средств со счёта, в том числе у пенсионеров, а взыскать с банка убытки невозможно. Судьи стоят на стороне банкиров, считая, что потребитель сам должен доказать, что деньги украдены не по его вине. Раз возникают споры по фактам списания средств со счетов, открытых в офисах банков, то их заочное открытие создаёт благоприятную почву для злоупотреблений», – считает председатель ФинПотребСоюза Игорь Костиков.

Директор Банковского института Высшей школы экономики Василий Солодков уверен, что использование биометрических данных сделает эту процедуру безопасной. «Международные банки уже давно отдают предпочтение биометрическим способам идентификации: по отпечаткам пальцев, голосу или сетчатке глаза. Мы в этом вопросе пока отстаём лет на 20. Между тем это наиболее перспективный и надёжный путь развития банковских услуг», – резюмирует эксперт.

Мария Хлопотина



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28          

Выбор редакции

Летний призыв