28 мая 2020 06:49

Железо революции

В истории России 1924 год был сложным, для многих – трагическим.


23 января газета «Гудок» опубликовала в экстренном выпуске обращение Союза железнодорожников СССР.
«Умер Ленин. Умер учитель и вождь.
Железнодорожники – железо революции.
Тот, кто держит в руке регулятор, кто ведет паровоз, кто направляет стрелки, кто строит мосты – каждый железнодорожник знает, что нужно быть до конца твердым, как железо, спокойным и точным.
Печаль не должна стать отчаяньем. Смерть машиниста – не остановка. Ни один поршень машины не должен остановиться».

«Гудок» посвятил смерти вождя, похоронам и соболезнованиям пять полных выпусков газеты. В похожем режиме выходили и другие центральные издания.

26 января в документе II Съезда Советов, обращенном к трудящемуся человечеству, было заявлено, что Ленин был и будет даже после своей физической смерти «вождем нового человечества, глашатаем, пророком, творцом нового мира».

И проводы вождя показали, что эти слова не были политической риторикой. Всего семь лет потребовалось тогдашнему российскому обществу, чтобы образ Ленина начал обретать в нем сакральные черты и свою мифологию, в которой первым делом обозначает себя слух о том, что Ильич не умер, а решил незаметно уйти в народ, чтобы наблюдать за тем, как без него соратники управляют страной – не обижают ли народ, верны ли его заветам. А потом он обязательно проснется и вернется – и уж тогда держись!

Такое сознание, конечно же, ближе к религиозному. Но ведь и атеисты из власти понимали, как с таким мировоззрением надо работать. Постановления Всесоюзного съезда Советов определили: «Переименовать Петроград в Ленинград. Соорудить от имени СССР в столицах Союза ССР и РСФСР, в Москве, а также в столицах других союзных республик – Харькове, Тифлисе, Минске и в городах Ленинграде и Ташкенте памятники В.И. Ленину. Гроб с телом Владимира Ильича сохранить в склепе, сделав последний доступным для посещения».

Памятным местом становилась усадьба Горки, где умер вождь и откуда его тело привезли в Москву для церемонии прощания. Интересно, что рядом с усадьбой находилась железнодорожная станция Герасимово, названная так еще до революции в честь купцов-меценатов Герасимовых.

В 1924 году станция была переименована в Ленинскую. Так бы она и стояла до наших дней, если бы в 1952 году редакция газеты «Гудок» не представила своим читателям проект мемориальной станции-музея имени Ленина. Новая станция была открыта 5 ноября

1954 года, накануне широко отмечаемой 37-й годовщины со дня Великой Октябрьской революции.

Сейчас это уже далеко не то великолепие, что было создано по инициативе «Гудка». Но в Интернете можно найти сайт «Усадьба Горки Ленинские» и убедиться в том, что энтузиасты и нынешней весной собирают очередной субботник по сохранению исторического места.

1 февраля 1924 года случилось важное событие: Великобритания признала СССР.

И уже 5 февраля в «Гудке» была опубликована подборка иностранной прессы – более полутора десятков европейских газет. В частности, «Вестминстер Газет» (Лондон) написала следующее пророчество: «Вскоре все нации Европы начнут наперерыв друг перед другом стремиться заключить такие же соглашения с СССР. Признание учитывает тот факт, что советская власть укрепилась и что весь мир нуждается в огромных естественных богатствах СССР. Признание является вместе с тем выражением готовности помочь СССР встать на ноги».

В тот же день 5 февраля были выпущены в обращение червонцы – бумажные деньги номиналом 10 рублей, обеспеченные драгметаллами и валютой. В «Гудке» в последней колонке на 4-й странице был опубликован курс обмена: «Перевод червонцев в совзнаки. Курс червонца на 5 февраля 1924 года – 95.000 р.».

С 1924 года «Гудок» стал выпускать сменную полосу на украинском языке. Интернационализм выразился и в другом событии того же года на востоке страны. Согласно договору между СССР и Китаем Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) – «советское имущество на китайской земле», а потому переходит в совместное управление.

Прошлый век Россия начала с единственным видом тяги – паровозом. Но уже в 1924-м были построены два первых тепловоза – ЩЭЛ1 и ЮЭ001. А 26 октября 1925 года, согласно приказу НКПС № 1585, на станции Люблино был организован первый опытный участок для строительства тепловозов.

И уже в 1926-м нашими учеными и специалистами был создан первый электровоз. Его собрали на заводе «Динамо» за 90 дней. Начался отсчет эры локомотивостроения.

На исходе ХХ века паровозный дым развеялся в истории.

Ольга Соломонова




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28