28 мая 2020 06:21

Сибирский характер

За 30 лет работы машинистом электровоза в эксплуатационном локомотивном депо Иркутск-Сортировочный Александр Дембовский ни разу не нарушил график движения поездов, не допустил ни одной аварии, брака или отказа техники. Так и записано в представлении на награждение медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, которую ему недавно вручили.
У машиниста добродушное лицо. Сразу видно – свой парень, душа компании. Такой и с коллегами общается легко, и начальства не сторонится – чувствует себя более уверенно в любой, даже критической обстановке.
– Однажды на Байкале волна перевернула лодку вверх дном. До берега более 200 м, вода холодная. В такой ситуации главное – не паниковать, а действовать. В общем доплыл, – вспоминает Александр.

Привычка сначала действовать, а затем бояться не раз выручала Дембовского. Говорит, к этому приучили обстоятельства. Начать можно хотя бы с Зиминского профтехучилища. Постигать азы профессии помощника машиниста Александр пришёл сразу после восьмилетки. Нравы в училище были суровые: десятки пацанов, оказавшись вне стен дома, самоутверждались кто как мог. Дембовский себя смог поставить.

А потому и последовавшие два армейских года прожил спокойно и достойно, дослужился до старшины роты.

Быстрая реакция на сложные обстоятельства пригодилась ему и в мирной жизни. В жарком июле 2009 года, вспоминает Александр, он вёл в одно лицо поезд с углем из Черемхова до станции Гончарово. Столбик термометра вплотную подобрался к сорокаградусной отметке. На оживлённом перегоне Тельма – Китой вдруг задымило в районе первого тягового двигателя. Оценив обстановку, машинист довёл угольный маршрут до станции Китой.
– Повезло ещё, что на станции в этот день составителем был такой отзывчивый и хладнокровный человек, как Сергей Подкосов, – говорит Дембовский. – Я отключил аккумуляторные батареи, сделал всё, что нужно, и вместе с ним огнетушителями стал сбивать пламя. Когда подоспел пожарный поезд со станции Южная, главную работу мы уже сделали. Ребятам оставалось только после снятия напряжения в сети пролить внешнее и внутреннее обустройство электровоза.

Умелые действия машиниста спасли электровоз, за что последовало поощрение – знак «За безопасность движения». Это была уже вторая профессиональная награда Дембовского: первую – именные часы начальника дороги – он получил тоже за профессионализм и быстроту реакции. Тот случай произошёл на станции Суховская. Александр направлялся к своему электровозу, вскоре предстояло отправиться в поездку. И тут он заметил искрение буксового узла в проходившем по первому пути грузовом поезде.
– Вспомнил молодые годы (раньше занимался лёгкой атлетикой), быстро домчался до своего локомотива и из его кабины уже передал по радиосвязи дежурному по станции сообщение об искрении. На станции Ангарск поезд остановили, а неисправный вагон отцепили, – рассказывает Дембовский.

Заместитель начальника депо по кадрам и социальным вопросам Андрей Рябинков уверен, что правильно действовать в нестандартных ситуациях Дембовскому помогают большой профессиональный опыт, интуиция, готовность идти на разумный риск:
– Знаю Александра Борисовича не один десяток лет. Для него в приоритете безопасность движения. К тому же он не боится трудностей. Одним из первых на ВСЖД он ещё 20 лет назад освоил вождение поездов в вывозном движении в одно лицо.

Сам Дембовский в вождении поездов без помощника не видит ничего особенного. Да, говорит, не каждому это доверят, но работать машинисту в одиночку сегодня намного проще, чем, скажем, лет 15 назад: локомотивы стали надёжнее. По его мнению, если машинист – профессионал, то ничего сложного для него нет.

Сам Дембовский не жалеет, что когда-то пошёл учиться на помощника машиниста. Гены, говорит, дали о себе знать, наверное: дед Митрофан промывал паровозные котлы на станции Зима, дядька Фёдор чинил локомотивы там же. В любом случае на железной дороге Александр Борисович лишним не оказался.
– Многим я обязан супруге Марине Анатольевне за её терпение и поддержку. Двоих детей с ней подняли, внук появился. Словом, есть ради чего жить и работать, – признаётся Дембовский.

Любви к жизни и работе ему добавляет и Байкал, где машинист старается проводить отпуска со всем семейством. Вольное житьё в палатке, рыбалка дают заряд бодрости на приличное время. Как и окунание в ледяную прорубь на Крещение.

Сергей Кез,
соб. корр. «Гудка»
Иркутск
Фото автора




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28