28 мая 2020 10:56

Человек, который приблизил будущее

Внедрение на железной дороге новых технологий требовало особых рабочих и личных качеств

Анатолий Васильевич Кирсанов - бывший начальник Ростовской дирекции связи Центральной станции связи – филиала ОАО «РЖД» родился 15 февраля 1947 года в городе Каменске-Шахтинском Ростовской области. После окончания радиотехнического техникума и службы в армии его жизнь оказалась неразрывно связана с железной дорогой. Здесь он прошёл путь от электромеханика до руководителя такого сложного и ответственного предприятия, как служба информатизации и связи Северо-Кавказской железной дороги. На всех этапах своего пути он трудился с полной отдачей сил, показывая не только высокий профессионализм, но и творческий подход к решению сложных, зачастую нестандартных задач, стоящих перед дорогой. Его заслуги отмечены высшей наградой отрасли – знаком «Почётный железнодорожник».

Это случилось в конце 80-х годов прошлого века. Советской экономике для выхода из стагнации нужен был мощный, качественный рывок, который многие видели в том числе и в автоматизации промышленности. Такой важной сфере индустрии, как железные дороги, были жизненно необходимы дополнительные усилия для применения новых технических средств, особенно в сфере разработки автоматизированных рабочих мест для диспетчерского персонала. Оставался открытым только важный вопрос практической реализации – нужно было найти поддержку и понимание на железных дорогах СССР, говоря сегодняшним языком, нужен был инвестор. Но большинство руководителей на местах относились к новым идеям настороженно, отдавая предпочтение всё менее эффективным, но проверенным методам работы. В итоге команда специалистов, объехав множество железных дорог, нашла поддержку и понимание только в вычислительном центре СКЖД в Ростове-на-Дону, которым руководил Анатолий Васильевич Кирсанов. Был ли это для него риск? Безусловно. Но он внимательно выслушал все аргументы, высказал замечания и предложил начать совместную работу. И результаты превзошли все ожидания: в Ростов потянулись за опытом не только коллеги с других железных дорог, но и представители МПС, которые по достоинству оценили начинание. Именно так впервые была создана технология, которая сейчас называется технологией клиент – сервис и реализована практически на всех железных дорогах Российской Федерации, где работает автоматизированная система оперативного управления перевозками. И, кстати говоря, здесь же начинались работы по созданию технологий единого центра диспетчерского управления. Сегодня можно по праву гордиться усилиями тех лет, которые были предприняты благодаря проявленному тогда стратегическому видению развития железнодорожной отрасли. Говорят, что в России надо долго ждать, чтобы увидеть результаты своих трудов. И тем приятнее сегодня, с высоты прошедших лет, осознавать правильность сделанного тогда выбора. Эту историю нам рассказал давний друг юбиляра Павел Грицевский, много сделавший для внедрения инноваций в отечественной экономике.

Автоматизация и переход на инновационные модели счётных операций в железнодорожной отрасли стали настоящим вызовом для Анатолия Кирсанова, на который он не мог не откликнуться. Когда он пришёл работать на дорожную машиносчётную станцию СКЖД, у него за спиной уже были опыт работы на фабрике механизированного учёта, репутация знающего и грамотного специалиста. В это время происходила настоящая революция: электромеханические вычислительные машины заменялись на электронно-вычислительные, и это ставило многих в тупик. Что собой представляют новые механизмы? Как их обслуживать? Как их внедрение отразится на всей отрасли? В то время это были далеко не праздные вопросы, над ними ломали головы и учёные, и люди в высоких кабинетах. Страшно было даже представить системный сбой в работе такого сложного и стратегического предприятия, как железная дорога!

И именно Анатолий Кирсанов вызвался изучать новую технику. Руководство рано увидело в нём подающего надежды специалиста и не прогадало. Став начальником отдела ремонта дорожной машиносчётной станции, он добился безукоризненной работы всего технологического парка. Именно в этот период на железной дороге начался переход со счётно-перфорационной техники на большие ЭВМ. На производство стали поступать новые закупленные за рубежом комплексы, с которыми по большому счёту никто не знал, как работать. И вновь Анатолий Кирсанов поехал на курсы, а после этого возглавил внедрение в вычислительный процесс на СКЖД этих машин уже в качестве начальника дорожной машиносчётной станции, которая под его началом стала успешным предприятием, не раз отмеченным на соревнованиях среди подобных станций.

Итогом кропотливой работы стало введение в эксплуатацию АСУ «Экспресс-2» для автоматизации билетно-кассовых операций, которая на порядок увеличила скорость обработки заказов, снизила время простоев оборудования, повысила производительность труда билетных кассиров, а главное – уменьшила очереди у касс. Но поток информации, обрабатываемый «Экспресс-2», постоянно возрастал, и Анатолий Кирсанов предложил перевести систему на более мощную техническую базу. Ростовчане первыми на сети дорог стали использовать ЭВМ IBM-4381, а в 2002 году появилась АСУ «Экспресс-3», благодаря которой пассажиры получили возможность приобретать проездные документы с номерами мест по ходу следования поезда. Дальнейшее развитие системы позволило начать оформлять билеты через Интернет без необходимости получения их в кассе, а также запрашивать справки, используя информационно-справочные устройства, установленные на вокзалах, и многое другое.

Переход к использованию нового оборудования не был лёгким. Чтобы приспособить условия под американскую технику, пришлось перестраивать машинный зал: делать капитальный ремонт, менять систему кондиционирования воздуха. Зато удалось высвободить целый этаж, где для работников был организован спортивный зал и установлены тренажёры. Коллектив поверил своему руководителю, и, что показательно, в новый вычислительный центр потянулась молодёжь, а с ней и новые идеи. Результаты той работы видны до сих пор – и ныне те специалисты трудятся не только в дорожном вычислительном центре, но и в других службах дороги. Отметило работу Анатолия Кирсанова и руководство – коллегия МПС высоко оценила преобразования на СКЖД в сфере внедрения информационных технологий. Было особо подчёркнуто, что IBM-4381, заменившие тогдашние вычислительные машины, были первыми в стране внедрены именно на Северо-Кавказской железной дороге.

У читателя может сложиться впечатление, что наш герой – это излишне жёсткий человек, который решает стоящие перед ним проблемы любой ценой, не считаясь ни с собой, ни с подчинёнными. Но в этом есть лишь доля правды. Все, с кем мы общались при подготовке этой статьи, в один голос утверждают, что такой подход к Кирсанову совершенно неприменим. Да, он требовательный руководитель, строго спрашивающий с каждого и ставящий интересы общего дела на первое место. Но ведь работников, особенно долго проработавших на предприятии и знающих всю специфику работы, никогда не обманешь показной строгостью, за которой скрываются формальный подход к делу или карьеризм. Все ясно видели, что Анатолий Васильевич по-настоящему радеет за предприятие, принимает не только все его достижения, но и переживает просчёты. Готов принимать непопулярные решения, но и готов терпеливо объяснять причины их принятия, не только слышать аргументы против, но и корректировать свою точку зрения. Каждый сотрудник мог прийти к нему, поделиться проблемой и получить ответы на волнующие вопросы.

И своего рода экзаменом перед коллективом стал сентябрь 1988 года, когда на Северо-Кавказской магистрали впервые проходили выборы руководителей предприятий. Не стал исключением и информационно-вычислительный центр (ИВЦ). Заместитель начальника ИВЦ Анатолий Кирсанов активно включился в предвыборную борьбу, которая тогда впервые проходила с соблюдением всех демократических процедур. Работники центра живо обсуждали программы претендентов, их минусы и плюсы, активность была практически 100-процентной! С результатом две трети голосов победу одержал именно Анатолий Кирсанов. Чем же он пришёлся по душе избирателю? Не только своими предложениями по обеспечению специалистов жильём, улучшению условий труда, но главное – работники убедились, что предложенная им программа модернизации вычислительного центра работает, а значит, можно не опасаться за своё будущее, а, наоборот, стремиться к развитию и достижению новых рубежей.

И практически сразу появилась новая крупная задача. Введение в строй нового здания ИВЦ на Привокзальной площади Ростова-на-Дону потребовало перебазировать туда дорожную машиносчётную станцию. Кирсанов взял эту работу под свою личную ответственность, и в сжатые сроки, за несколько месяцев, было демонтировано, перевезено и вновь собрано порядка 50 тонн оборудования! При этом не только ничего не было утеряно или повреждено, но блестяще были выдержаны установленные МПС сроки, не позволившие переезду негативно повлиять на ритм работы дороги.

В начале нулевых годов на Северном Кавказе было ещё неспокойно, и это требовало от железнодорожников навыков работы в экстремальных, часто опасных для жизни условиях. Утром 29 мая 2004 года на перегоне Эльхотово – Дарг-Кох, близ столицы Северной Осетии – Владикавказа, боевиками было подорвано железнодорожное полотно и с рельсов сошло несколько вагонов пассажирского поезда Москва – Владикавказ. На место немедленно выехали ответственные сотрудники СКЖД во главе с начальником дороги Владимиром Борисовичем Воробьёвым, руководство республики, представители МЧС, взрывотехники. Необходимо было не только ликвидировать последствия теракта, но и срочно восстановить движение на этом важнейшем участке дороги. Анатолию Кирсанову выпало возглавить группу специалистов, которые должны были восстановить связь. И в тот момент, когда они приступили к работе, сработала укрытая в насыпи вторая мина. Раздался громкий хлопок, неизвестный предмет упал в гущу работающих людей, началась паника. Как потом установили взрывотехники, террористы использовали противопехотную мину, которая должна была, «подпрыгнув», поразить всё вокруг в радиусе до 50 метров. К счастью, взрыватель не сдетонировал и мина не взорвалась. Движение на участке удалось восстановить в сжатые сроки. По словам участника ликвидации последствий теракта, друга и коллеги юбиляра А.В. Прокопенко, никто не пострадал не иначе как благодаря заступничеству святого Георгия, рядом с почитаемым урочищем которого всё и произошло. Но с тех пор этот день стал вторым днём рождения для всех участников этих событий.

Были и другие, более мирные, но не менее ответственные дела. Например, для объединения в 2004 году в дорожный центр управления перевозками поездных диспетчеров Ростовского, Краснодарского и Минераловодского отделений необходимо было провести целый комплекс мероприятий, чтобы наладить надёжную связь и обмен информацией. Началось внедрение цифровой оперативно-технологической связи, модернизировалась поездная радиосвязь. В 2005 году на Грозненском отделении дороги, на участке Гудермес – Хасавюрт, завершилась прокладка магистрального кабеля протяжённостью 40 км, участок дороги Грозный – Гудермес оборудовали поездной радиосвязью, а в самой столице Чечни ввели в строй абонентские станции спутниковой связи сети «Транстелесат», что позволило практически полностью восстановить эффективность этого участка СКЖД. И это только самые крупные достижения.

На основе своего многолетнего опыта Анатолий Васильевич не только эффективно решал поставленные перед ним задачи, но и внимательно следил за развитием отрасли, анализировал перспективы, предвидел необходимые дальнейшие шаги. Так, раздел систем связи и информатизации на отдельные хозяйства был им заблаговременно проработан, продумана технология, подготовлен коллектив. В итоге образовались дорожная дирекция связи, несколько региональных центров связи, единая система мониторинга и администрирования первичной сети связи. Завершена модернизация стационарных радиостанций поездной радиосвязи КВ и УКВ диапазонов. Столь важная сфера получила новый стимул для качественного развития.

Талант Анатолия Кирсанова не только воплощать идеи, но и зажигать ими других, наверное, не смог бы реализоваться в полной мере без уважительного отношения к товарищам и коллегам, команде единомышленников. По-настоящему бесценен долгий и плодотворный опыт работы с такими знаковыми для СКЖД людьми, как Фёдор Макарович Котляренко и Анатолий Иванович Ерошенко. Не только как требовательного руководителя и опытного наставника, но и как отличного товарища, заядлого спортсмена, вдохновителя компании знают Анатолия Васильевича многочисленные друзья не только на СКЖД, но и во всей необъятной стране, которая называется железная дорога.

Сложно представить, смог бы Анатолий Васильевич добиться всего без надёжного, крепкого тыла, каким всегда была и остаётся его дружная семья. Он всегда ощущал любовь и поддержку супруги Лилианы Владимировны. Профессиональными и личными успехами радуют сын Владимир и дочь Диана, а четверо внуков рождают в душе исключительное чувство гордости и счастья.

В день юбилея друзья, коллеги, знакомые, которые сегодня живут не только в нашей стране, но и по всему миру, от всей души поздравляют Анатолия Васильевича с этим прекрасным днём, желают ему удачи, долголетия и новых успехов.

Сергей Бережной
Ростов-на-Дону
Фото из архива Анатолия Кирсанова




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28