28 мая 2020 10:47

Не навредить флоре и фауне

На защиту окружающей среды РЖД тратят более 3 млрд руб. ежегодно

«Российские железные дороги» давно завоевали репутацию экологически ориентированной компании. В Год экологии компания продолжает свою природоохранную деятельность и постепенно сокращает негативное влияние на окружающую среду.
Дмитрий Раенок, начальник Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД»
– Дмитрий Леонидович, 2017 год в России объявлен Годом экологии. Как РЖД поддержали этот тренд?
– Тот факт, что 2017 год объявлен Годом экологии, на мой взгляд, ещё раз подчёркивает важность проблемы сохранения природы для последующих поколений. «Российские железные дороги» стараются внести свой вклад в сохранение окружающей среды, и 2017 год в компании также объявлен Годом экологии. У нас запланировано более 100 различных мероприятий. В частности, в рамках постановления Правительства РФ не позже 1 июня мы должны запустить специальный экологический пассажирский поезд, который будет курсировать на постоянной основе. Мы постараемся сделать его маршрут как можно более протяжённым, чтобы состав могли увидеть во многих городах. Вагоны будут оформлены тематически, с информацией о заповедных территориях нашей страны и о том, как можно заботиться об окружающей среде. Мы планируем в этом году проводить и наши, ставшие уже традиционными, общесетевые экологические акции. Кроме того, на полигонах дорог запланированы собственные мероприятия в рамках Года экологии.

– Экологические акции, которые проводят РЖД, заслуживают отдельного внимания. Расскажите о самых ярких и значимых из них.
– В прошлом году структурные подразделения компании поставили перед собой задачу посадить 1 млн деревьев. А по итогам 2016 года было посажено 1,3 млн деревьев и кустарников, мы будем продолжать и в этом году. В рамках акции «Зелёная пятница» каждую неделю на два часа в структурных подразделениях приостанавливается работа части оборудования, проводится уборка территорий предприятий и полосы отвода. Это позволило сэкономить за прошлый год порядка 38 млн руб.
В рамках этой акции мы очистили более 25 тыс. кв. км полосы отвода.
Компания активно занимается и экологическим просвещением: на всех дорогах созданы детские экологические дружины, все наши учебные и дошкольные учреждения образования активно участвуют в мероприятиях всероссийского детского экологического движения «Эколята».

– С апреля прошлого года ОАО «РЖД» стало закупать только биоразлагаемые пакеты. Удастся ли полностью перейти на экологически безопасные материалы?
– Компания на добровольной основе отказалась от использования полиэтилена, который потенциально наносит вред окружающей среде. В «Сапсанах» мы уже давно начали использовать биоразлагаемую упаковку для еды, столовых приборов. А с прошлого года заменили все пакеты для уборки мусора или хранения материалов на экологически безопасные. На данный момент закуплено порядка миллиона таких пакетов. Однако не всё так просто. Мы сами отказались от потребления полиэтилена, но вынуждены закупать продукцию поставщиков. И тут не уйти от опасной упаковки. Поэтому в этом году мы хотим разработать «зелёную книгу» продукции, закупаемой компанией. Таким образом мы установим требования к закупаемой продукции и доведём это до потенциальных поставщиков.

– Этот год также объявлен Годом особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Как ОАО «РЖД» взаимодействует с руководством тех охраняемых территорий, по которым проходят пути?
– Пути граничат с 41 особо охраняемой территорией. В прошлом году РЖД заключили с большинством из них соглашение о взаимодействии. Наши главные вопросы в рамках этого взаимодействия: лесовосстановление, обеспечение пожарной безопасности, поддержание эстетического вида в полосе отвода. Естественно, все свои действия компания согласовывает с руководством этих территорий, чтобы случайно не навредить природе. Мы уже много лет сотрудничаем с Байкальским заповедником и ежегодно участвуем в мероприятиях по берегоукреплению, устанавливаем ограждения, чтобы животные не выходили в полосу отвода.

– Какие внутренние документы регламентируют экологическую деятельность компании?
– Наш главный документ – «Экологическая стратегия ОАО «РЖД» на период до 2020 года и перспективу до 2030 года». Это публичный документ, в котором мы дали обязательства минимизировать негативное воздействие на природу. Также есть стандарт «Система управления охраной окружающей среды в ОАО «РЖД». В нём прописано, кто и что должен делать на всех уровнях управления, чтобы добиться поставленных целей. Есть и локальные нормативные акты. Например, мы разработали стандарт для вновь строящихся объектов.
В частности, ввели требования к зданиям локомотивных и вагонных депо. Уже на этапе проектировки будет поставлена задача сократить воздействие на природу при их строительстве и дальнейшей эксплуатации. Отмечу, что это требование государства, мы его просто конкретизировали относительно своей деятельности. У нас уже есть примеры зданий, которые имеют международные сертификаты, подтверждающие их экологичность: депо Подмосковное и вокзал Адлера.

– Какие результаты ожидаются к 2030 году?
– В документ заложено несколько сценариев: инновационный и консервативный. Первый предполагает, что негативное воздействие на природу в сравнении с 2015 годом сократится (например, по выбросам от стационарных источников – на 55%). Второй сценарий прогнозирует сокращение по таким выбросам на 28%. Сбросы недостаточно очищенных вод в водные объекты сократятся на 100% и 30% соответственно. Результаты работы филиалов компании в 2016 году подтверждают плановую реализацию намеченных ориентиров.

– Во сколько компании обходится забота об окружающей среде?
– В прошлом году в рамках специально выделенного инвестиционного проекта ОАО «РЖД» потратило на природоохранную деятельность почти 600 млн руб., в 2017-м запланировано более 800 млн. Кроме этого, филиалы компании в рамках своих инвестпрограмм реализуют дополнительные проекты, направленные на обеспечение экологической безопасности. На эти цели в 2016 году было выделено в общей сложности более 1,1 млрд руб. Также филиалы компании осуществляют обязательные платежи, связанные с природопользованием (например, за приём и очистку сточных вод, размещение и утилизацию отходов). Таким образом, на защиту окружающей среды компания тратит более 3 млрд руб. ежегодно.

– Железнодорожный транспорт сам по себе является одним из самых экологичных в мире с точки зрения воздействия на окружающую среду, не так ли?
– Действительно. И это доказывают цифры. По данным Международного союза железных дорог за 2015 год, в Европе доля выброса углекислого газа после переработки топлива всеми видами транспорта составляет 30,6%, при этом негативный вклад от железнодорожного транспорта всего 1,8%.

Беседовала Александра Посыпкина


Справка «Гудка»
Указ о проведении в 2017 году в России Года экологии президент страны подписал в январе прошлого года. План мероприятий, утверждённый председателем Правительства, включает в себя разделы по сохранению биологического разнообразия, обеспечению экологической безопасности и привлечению внимания общества к вопросам экологического развития РФ. На его реализацию планируется израсходовать около 194 млрд руб. Ожидается, что федеральный бюджет потратит 15%, остальное – частные инвестиции.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28