28 мая 2020 21:21

Зерну готовят Восточный коридор

Новый терминал будет построен в Зарубине

АО «Объединённая зерновая компания» (ОЗК) построит собственный терминал в морском порту Зарубино для экспортных поставок зерновых в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Управляющая новым объектом компания готовит обращение в РЖД для присоединения терминала к железнодорожной инфраструктуре.
По распоряжению правительства проект создания специализированного зернового терминала (СЗТ) на Дальнем Востоке включён в Схему территориального планирования в области федерального транспорта. Это основополагающий документ при реализации инфраструктурных проектов в морских портах. Внесение сведений о СЗТ в схему является де-факто разрешением включить в границы порта дополнительные земельные участки для строительства нового объекта.

До 2020 года будет реализован первый этап проекта, в рамках которого будут построены зерновой и контейнерный терминалы мощностью 10 млн тонн в год и 0,9 млн TEU, а также бункеровочный терминал (1,5 млн тонн). К 2023 году мощность зернового терминала будет доведена до 33,5 млн тонн, контейнерного – до 2,5 млн TEU, говорится в документе.

Как сообщили в Минвостокразвития, проект СЗТ вошёл в перечень заявок для включения в государственную программу «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» и успешно прошёл отбор.
«Любой частный инвестпроект с объёмом свыше 50 млн руб. может претендовать на получение официального статуса участника госпрограммы. Процедура отбора максимально прозрачна. Проект будет реализован в Хасанском районе Приморского края, который относится к территории действия режима Свободного порта Владивосток, то есть для резидентов предусмотрены налоговые льготы и административные преференции», – отметил глава ведомства Александр Галушка. В частности, нулевой налог на прибыль, землю и имущество в течение первых пяти лет, право на предоставление земельных участков в аренду без торгов, по кадастровой стоимости, а также разрешение на иностранную рабочую силу и сокращённое время проведения плановых и внеплановых контрольных проверок.

В настоящий момент, по оценке ОЗК, из-за нехватки экспортных мощностей и развитой инфраструктуры на Дальнем Востоке сельхозпроизводителям экономически нецелесообразно производить большой объём продукции, поэтому практикуются мелкотоварные объёмы отгрузки зерна. А потенциал края составляет до 3 млн тонн к 2020 и 5 млн тонн к 2030 году.
«СЗТ предоставит отечественным сельхозпроизводителям новый канал сбыта и создаст мощный стимул для увеличения производства и развития бизнеса в Приамурье, Еврейской автономной области, на Алтае, в Приморье, Красноярском крае и других регионах. Внесение изменений в схему территориального планирования позволит нам приступить к расширению порта и его пропускной способности», – отметил генеральный директор АО «ОЗК» Марат Шайдаев.

Общую стоимость проекта в ОЗК предпочли не уточнять, но, как сообщили в компании, необходимый объём собственных средств уже зарезервирован. Одновременно прорабатывается вариант привлечения инвестиций с российскими, китайскими и южнокорейскими партнёрами.

Для реализации проекта создано дочернее предприятие компании ООО «Дальневосточный зерновой терминал» (ДВЗТ), которое зарегистрировано в Хасанском районе и готовит пакет документов для получения статуса резидента. Сейчас в акватории порта уже начаты изыскательные работы. На первом этапе планируется построить причал для судов типа Panamax и Post Panamax, силосный парк для хранения зерновых объёмом до 220 тыс. тонн, автомобильный и железнодорожный грузовые фронты. «Для обеспечения железнодорожных перевозок мы в ближайшее время планируем обратиться в ОАО «РЖД» с заявкой на выдачу технических условий на присоединение к инфраструктуре российских железных дорог. Строительство СЗТ открывает абсолютно новое «экспортное окно» для зернопроизводителей Сибирского и Дальневосточного округов со значительным растениеводческим потенциалом. Этот проект привлекает на сеть РЖД дополнительный объём грузов – около 2 млн тонн в год на первом этапе с перспективой его увеличения до 5,5 млн. В этой связи мы надеемся, что со стороны РЖД мы увидим заинтересованность в проекте и готовность к взаимодействию», – пояснил генеральный директор ООО «ДВЗТ» Александр Гордеев.

По его словам, расположение терминала делает его крайне интересным для отгрузок в страны АТР, так как по сравнению с существующими маршрутами поставок в регион расстояние до рынков потребления кратно меньше. Кроме того, активно обсуждается использование мощностей терминала для транзита зерна из северо-восточных в южные провинции КНР.

Порт находится на стыке границ России, Китая и Северной Кореи и в нескольких десятках километров от автомобильного (Краскино) и железнодорожного (Махалино) пунктов пропуска, важного звена в торгово-экономическом сотрудничестве между Приморским краем и провинцией Цзилинь (КНР). Также он является частью международного транспортного коридора «Приморье-2» с выходом на Транссибирскую магистраль через линию Барановский – Сухановка и федеральную трассу Раздольное – Хасан, автомагистраль Владивосток – Хабаровск, автодороги в направлении Китая и Корейского полуострова.

Для обслуживания Южного и Восточного зерновых коридоров в будущем ОЗК планирует создать транспортную зерновую компанию, предоставляющую услуги железнодорожного оператора. В рамках отдельной инвестпрограммы предусмотрено приобретение 1500 инновационных вагонов-зерновозов.

По данным ОАО «РЖД», в январе 2017 года общесетевая погрузка увеличилась на 6,7% по сравнению с январём 2016 года до 100,1 млн тонн. Рост погрузки зафиксирован по большинству номенклатур. В частности, зерна погружено 1,6 млн тонн (+18,8%).
«Экспорт зерна из России в марте начнёт расти и может составить до 2,9–3 млн тонн против 2,77 млн (март 2016 года)под влиянием возможного снижения цен на внутреннем рынке, роста предложения пшеницы и активизации работы малых портов», – считает заместитель директора Департамента стратегического маркетинга ЗАО «Русагротранс» Игорь Павенский.

Но, несмотря на возможный прирост погрузки в глубоководных портах, прогноз на февраль остаётся на уровне 2,3–2,4 млн тонн (2,751 млн тонн в феврале 2016 года), отметил эксперт.

Елена Кудрявцева




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28