04 июня 2020 10:46

Машинист, влюблённый в профессию

Свой главный жизненный выбор Евгений Сычёв сделал в раннем детстве

Уважаемая редакция! Я постоянный и преданный читатель «Гудка», не раз писала о том, как много интересного нахожу для себя в вашей газете.

Особенно мне нравится рубрика «Доска почёта», где рассказывается о выдающихся железнодорожниках, храбрых и находчивых людях. Каждый раз, когда я встречаю заметки о работниках Северо-Кавказской дороги и нашей Батайской дистанции, сердце невольно замирает – такое всё узнаваемое, родное и близкое! Сопереживаю героям всей душой, тревожусь за них и радуюсь.

Глубоко тронула и запомнилась заметка о машинисте Владимире Михайленко и помощнике машиниста Сергее Клименко из локомотивного эксплуатационного депо Батайск, которые предотвратили крупную аварию на переезде – столкновение пассажирского поезда с КамАЗом. Преклоняюсь перед их мужеством и твёрдостью духа. А ведь таких примеров и на других дорогах, думаю, немало.

На мой взгляд, машинист – главное лицо на магистрали, я с трепетом отношусь к ним и их труду. Они видятся мне самоотверженными, благородными людьми, ведь их работа такая ответственная и опасная! Знаю об этом не понаслышке. Поэтому и решила написать вам и рассказать о том, как стал машинистом мой муж, Евгений Петрович Сычёв.

Свою профессию Женя выбрал ещё в раннем детстве. Летом 1929 года, когда ему не было и семи лет, с ним приключилась история, которая повлияла на всю его дальнейшую жизнь. Об этом событии не раз рассказывала нам его мама. Их семья жила недалеко от депо Батайск, которое в то время ещё было паровозным. Ребята тогда гуляли, что называется, сами по себе: отец на работе, мать занята по хозяйству – некогда было смотреть за детьми, да особо и не требовалось. За малышей не волновались, отпускали одних на улицу без страха.

Ушёл гулять и маленький Женька. Полдень, время обеда – не приходит. Вечер – его всё нет. Тут уж мама забеспокоилась, думает: «Подою корову, пойду его искать». И вот, когда она собралась на поиски, идёт её сынок – грязный, тела почти не видно, в волосах пыль. Мама ахнула, первая мысль: «Ну сейчас ты у меня получишь на орехи!» А он, видимо, почувствовав её настроение и предстоящее наказание, радостно и воодушевлённо закричал: «Мама, не бей меня, я работал в дэпе!» Конечно, он имел в виду депо. «Какое «дэпе», какая работа?» – всполошилась мать.

И тут сын поведал: «Я сидел около брехаловки (домик, где собирались дежурные по депо, машинисты, помощники машинистов, нарядчики. – Ред.). А мне дяди говорят: «Мальчик, хочешь посмотреть, что внутри паровоза?» Я обрадовался, они меня подняли по лестнице на паровоз. Мама, какая там была красивая печка! В ней огонь такой большой, мне очень интересно было! Дядя насыпал угля на пол и сказал: «Работай, бросай уголь в печку!» Так вот я и работал весь день».

Мама, конечно, нахмурилась: «Ну ладно, – говорит, – иди помойся, поешь и ложись спать». А он отвечает: «Я, мама, кушать не хочу, меня дяди накормили, а ещё они дали мне подержаться за ручку, которой заводят паровоз, чтобы он ехал!»

Так Женя впервые познакомился с паровозом и потом уже не представлял свою дальнейшую жизнь без него. Всё оставшееся лето он продолжал ходить в депо, помогал своим старшим друзьям-железнодорожникам, чем мог. Хрупкий, худенький светлый мальчишка в конце дня становился похожим на чертёнка – ещё бы, ведь он работал кочегаром! Но тем больше он гордился, любил свою работу и трудился на славу.

Когда начались занятия в школе, забот заметно прибавилось. Женя пропускал уроки, злился, кричал: «Не хочу ходить в школу, хочу быть машинистом!» Взрослые кое-как его сдерживали, объясняли, что на машиниста ещё надо выучиться, неучу никто не позволит работать на железной дороге. Евгений сердился, но понимал и продолжал учиться, хотя и не очень старательно. Депо стало для него родным, без него, без поездов и бригады он скучал.

Но когда наступали летние каникулы, радости не было предела: вот уж теперь-то он мог вволю заниматься любимым делом! С утра мама собирала ему узелок: пирожки, вареники, молоко в бутылке, яйца и отправляла юного «машиниста» на «смену». Почти всё лето Евгений практически жил в «брехаловке» (будь его воля – он и спал бы там!). Вечером приходил домой уставший, но счастливый и гордый. В депо Женька стал своим, его знали все работники, понемногу обучали ремеслу, рассказывали, из чего состоит паровоз, знакомили с премудростями профессии машиниста. Эту науку он постигал увлечённо и с большим прилежанием.

Вместе с Евгением росла и его любовь к железной дороге. Он окончил 7 классов, поступил в школу ФЗО железнодорожного транспорта, выучился на помощника машиниста и наконец начал работать по-настоящему.

Потом пришло время идти в армию. Женю призвали на Балтийский флот, в Эстонию, на пять лет. Но и во время службы не расставался со своей профессией – его командировали в Великие Луки, где он работал помощником машиниста паровоза. После армии учился в дорожно-технической школе на машиниста паровоза, о чём мечтал с раннего детства. Мечта сбылась – выучился. Но, когда получил права, на дворе были шестидесятые. В депо прибывали тепловозы и электровозы: магистраль переходила на электрификацию. И тогда Евгений снова пошёл учиться – теперь уже на машиниста тепловоза.

Как и 20 лет назад, работа приносила ему удовлетворение и радость, была разнообразной и интересной. Вместе с помощником он пригонял сплотки (сцепленные вместе локомотивы. – Ред.) тепловозов, работал на подъездных путях, выполнял манёвры на элеваторе. Поездил немного и по стране: трудился в Брянске, в Ростове-на-Дону, на станции Заречная. А потом вернулся в родной Батайск, где проработал до пенсии, на которую вышел в 1984 году.

Мой муж был обычным, рядовым машинистом, но, как и многие его коллеги, он не просто любил свою профессию – он жил ею, она была его призванием. Мальчишкой познакомившись с буднями железнодорожников, прикоснувшись к паровозу, Евгений сразу и окончательно выбрал свой путь. А может быть, это дорога выбрала его, поманив огнём из топки.

Светлана Сычёва
Батайск, Ростовская обл.




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28