01 июня 2020 15:33

Где отдыхают «Сапсаны»

Комфорт в скоростных поездах зависит и от экипировки

Сервис в поездах «Сапсан» задаёт высокую планку качества обслуживания пассажиров. С 1 февраля введена новая услуга – «Мини-офис в вагоне». Теперь представители бизнеса, туристы, учащиеся, словом, все, кому необходимо, могут распечатать любые документы и фотографии. Все поезда оснащены мобильными кассами, позволяющими приобретать товары из каталога «Сапсанshop» по безналичному расчёту прямо в пути следования. Есть в поездах и детские купе.
Все эти сервисы и создают популярность «Сапсану». Комфорт, доступную стоимость билетов, время в пути оценили тысячи пассажиров. С января прошлого года скоростной поезд «Сапсан» – лидер на рынке пассажирских перевозок между Москвой и Санкт-Петербургом. Как показал анализ, который сделали специалисты Дирекции скоростного сообщения, они перевозят около 40% пассажиров, путешествующих между двумя столицами всеми видами транспорта, включая обычные поезда, авиацию и автотранспорт.

Комфорт в пути зависит от подготовки к рейсу. Чтобы посмотреть, как готовят «Сапсаны» в дорогу, мы отправились в Московский пункт оборота скоростных поездов. Корреспонденты «Гудка» оказались первыми, кому показали этот процесс.

«Наш» поезд мы встречаем на перроне Ленинградского вокзала Москвы в 11 часов. Начинается высадка пассажиров. Вместе с нами своей очереди «на посадку» дожидаются десятки людей в голубых комбинезонах. У них в руках вёдра, мешки, спрей-бутылки с чистящими средствами, всевозможные салфетки и прочая хозяйственная утварь. Уборка состава начинается, как только последний пассажир покидает вагон.

Она идёт быстро, но поезд прибывает к месту назначения ещё быстрее. Оно ведь находится в нескольких километрах от Ленинградского вокзала. Здесь в депо состав готовят к обратному рейсу, производят экипировку вагонов и дают отдых локомотивной и поездной бригадам.

Командует пунктом оборота скоростных поездов «Сапсан» начальник участка Геннадий Воркачев. Он, как гостеприимный хозяин, встречает нас у входа и коротко рассказывает о себе и своём участке: «Прежде чем перейти в Дирекцию скоростного сообщения, прошёл все ступени карьерной лестницы. После техникума довелось поработать помощником, машинистом и инструктором депо Перерва, там же получил опыт руководящей работы в должности заместителя начальника депо по эксплуатации».

В 2010 году он решил начать всё сначала, но уже на «Сапсане» – сначала был помощником, потом стал машинистом, инструктором и начальником участка. А ведь были ещё экзамены, собеседования, тесты – правила приёма на работу едины для всех.

Сейчас под началом Геннадия Воркачева коллектив из 76 человек. Из них 40 человек – локомотивные бригады и 28 – экипировщики. Это коллектив Московского пункта оборота. Когда приезжает поезд, его бригада, приписанная к основному депо Металлострой, те же локомотивщики, проводники, начальник поезда – все переходят в подчинение начальника Московского участка.

В скоростном сообщении работать престижно и выгодно. Но попасть сюда нелегко – кандидаты на любую должность проходят многоступенчатый отбор, собеседования, из дирекции даже справки наводят на старой работе, что это за человек, как он себя вёл.

А потом начинается учёба. Здесь учатся все и постоянно. Локомотивные бригады ездят два раза в год на 10-дневные курсы в Санкт-Петербург. Там им преподают английский язык, технические дисциплины, ПТЭ, порядок выхода из нестандартных положений. В частности, проходят проверку на 3D-тренажёре, который полностью воспроизводит кабину с имитацией ускорений при движении поезда. На нём преподаватель может специально создавать нестандартные ситуации, чтобы проверить, на что человек способен. Учёба оплачивается, а режим обучения и инструктажей настолько тщательно продуман, что никто не жалуется на переработки и отсутствие отдыха.
«Да, может быть в свободное время вызов в связи с совершенно нестандартной ситуацией, – говорит начальник участка, – но это значит, что-то случилось, и у людей это находит понимание, что это общее дело».
«Сам знаю, насколько сильно отличается система скоростной дирекции от обычных депо, – замечает Геннадий Воркачев. – Эти отличия заложены с самого начала организации скоростных перевозок. Но надо добиваться, чтобы во всех депо человек работал с удовольствием, он должен профессионально расти, куда-то стремиться. И мы свою систему готовы рекомендовать всей сети, готовы учить и делиться опытом». Он и сам подаёт подчинённым пример, заочно учась в МИИТе.

Самое неприятное в его работе – это сбой графика движения поездов. Пусть это случается и не по вине работников Дирекции скоростного сообщения, но именно им приходится организовывать размен составов, проводников, находить транспорт для доставки людей на вокзал. К счастью, это бывает крайне редко.

Сегодня «Сапсаны» гораздо лучше подготовлены к работе в наших суровых условиях. Но зимой проблемы бывают. Ночью в это время года поезда отправляют в тёплый цех депо Москва-Пассажирская, чтобы дать им оттаять, и потом обрабатывают подвагонную часть «Сапсана» антиобледенительной жидкостью.

Сервисное обслуживание поездов на участке оборота проводится представителями компании Siemens. Работники депо производят уборку, откачку сточных вод из санузлов, экипировку и загрузку питания.

Полная загрузка поездов «Сапсан» сказывается и на работе участка, который живёт в очень напряжённом ритме – на пределе своих возможностей. Вопрос о расширении назрел, вполне возможны перенос оборотного пункта и строительство полноценного депо на станции Ховрино, где можно будет проводить техническое обслуживание поездов.

Мастер участка производства Павел Бондаренко со своими работниками обеспечивает экипировку поездов. Поезд перед рейсом каждый раз снабжается наушниками, журналами, буклетами и другой печатной продукцией. Особое внимание уделяется воде для пассажиров. Она берётся не из городского водопровода, а готовится на пункте водоподготовки, проходя при этом пять фильтров тонкой очистки. Качество воды находится под постоянным контролем санэпидстанции, и по заключениям специалистов она даже лучше той, что продаётся в бутылях.
«Вроде нет ничего необычного в этой работе, – говорит мастер, – но отлаженный рабочий ритм очень нравится, главное – ничего не упустить среди тысячи дел». Насколько это непросто, знают только те, кто рядом.

Комната дежурного – это самый настоящий диспетчерский пункт, сюда стекаются все сведения о движении поездов, сюда приходят на явку бригады. Владимир Дубинин работает здесь уже шесть лет, пришёл на должность дежурного из моторвагонного депо Крюково, где трудился машинистом электропоезда. И эту работу более спокойной, чем прежняя, он не считает. Ведь здесь дежурный координирует работу большого числа компаний, которые участвуют в обслуживании поездов. Возьмите тех, кто заступает на смену. Тут не одни локомотивщики, а целый коллектив поездной бригады, и объём инструктажей соответственно намного больше.

Самое тихое место – комнаты отдыха оборотного пункта. Цветы, тишина, комнаты в мягких пастельных тонах и мягкая ткань на кроватях. Наличие кондиционеров и душевых кабин не удивляет. Зацепила одна маленькая деталь – сменные тапочки в сетке у стены и ложечка для обуви.

Машинист Владимир Краев уже отдохнул и собирается в поездку. Его отобрали для работы на «Сапсанах» из машинистов пассажирских электровозов депо Москва-Октябрьская-Пассажирская. Первую поездку машинистом он совершил 15 августа 2000-го. А сейчас водит скоростные поезда в «одно лицо». Поездная бригада отмечает машиниста по манере управления поездом – это как почерк, а он индивидуален. А вот пассажиры машиниста не видят. Если в самолёте пассажиры аплодируют экипажу при мягкой посадке, то мягкое прибытие к перрону «Сапсана» считается обычным делом. Только дети порой останавливаются у головного вагона, пытаясь разглядеть, кто сидит за дымчатыми стёклами, и благодарно машут машинисту ручонками.

И вот мы снова едем к вокзалу, уже на посадку. В динамиках радостно звучит голос начальника поезда Александра Богданова: «Внимание, поездная бригада! Наш поезд номер такой-то следует... Внимание при проверке документов. Привести в порядок внешний вид, проверить наличие бейджиков… и улыбок! Удачной поездки!»
«Сапсан» к рейсу готов.

Артур Берзин



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28