21 сентября 2019 11:46

Порты укрепят рублём

Невостребованным активам государственных речных портов попробуют найти владельцев. Минтранс России подготовил проект закона, согласно которому портовое имущество можно приобрести за 1 руб. Документ касается заброшенных или устаревших гидротехнических сооружений, перегрузочных комплексов и причалов. Сами речники считают, что подобные меры неэффективны, поскольку они не распространяются на действующие, но нуждающиеся в поддержке порты.
Законопроект «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» и Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» размещены в конце прошлой недели на сайте нормативно-правовых актов.

Согласно документу в настоящий момент подавляющее большинство речной портовой инфраструктуры деградировало из-за длительного отсутствия финансирования со стороны государства. Чтобы исправить ситуацию, разработчик предлагает разрешить приватизацию неэксплуатируемых объектов речного порта или же находящихся в неудовлетворительном состоянии.

Начальная цена продажи таких объектов устанавливается в размере 1 руб., а срок выполнения условий конкурса – не более пяти лет. За это время собственник должен привести инфраструктуру порта в надлежащее состояние, сохранив его назначение.

Предполагается также, что даже в случае подачи на конкурс всего одной заявки договор купли-продажи может быть заключён с таким лицом.

При этом заместитель руководителя пресс-службы Минтранса РФ Александр Волков не смог пояснить, какие конкретно порты могут попасть под такую приватизацию. В связи с этим не удалось выяснить, выставлялось ли данное имущество ранее на торги.

В то же время разработчики считают, что специальный механизм проведения торгов усилит интерес со стороны потенциальных инвесторов, а также облегчит процедуру передачи имущества в виде портовых гидротехнических сооружений, перегрузочных комплексов, причалов и служебных зданий.

Однако инициатива Минтранса России не решит существующих проблем, уверен президент Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта (АПСРТ) Александр Зайцев. Статистика неутешительная – ежегодно, по его словам, два или три порта перестают существовать. Их восстановление, в том числе привлечение грузопотоков, требует больших затрат. В то же время поддержка ещё работающих портов может привлечь дополнительную грузовую базу с железной дороги.
«Оставшиеся порты продолжат жалкое существование, так как они вынуждены будут оплачивать аренду по рыночным ставкам, не имея достаточных средств на поддержание государственного имущества в удовлетворительном состоянии», – уверен специалист.

В качестве примера попадающего под действие документа объекта Александр Зайцев привёл Западный порт в Москве. А именно портовую стенку (гидротехническое сооружение), которая в настоящий момент не эксплуатируется.

По его словам, после разорения компании-собственника (АО «Западный порт») государство провело тендер на «припортовую» территорию и отдало её под застройку. А гидротехнические сооружения без этой территории никому не нужны. Даже за 1 руб.

Он также добавил, что в настоящий момент АПСРТ готовит поправки в данный законопроект. Среди предложений ассоциации – приватизация ещё работающих речных портов, находящихся в тяжёлом финансовом положении, их же собственниками, но также с определённой льготой. Цена должна зависеть от износа за период эксплуатации – 25–30 лет.

Продажа объектов государственной собственности не совсем прозрачна в случае конкурса с одним участником, поскольку отсутствует механизм контроля, отметил исполнительный директор HEADS Consulting Никита Куликов. «Практика продажи собственности за 1 руб. достаточно распространена. В то время как проведение конкурса с одним участником – нет. Дело в том, что закон о государственных контрактах даёт исчерпывающий перечень, в каких случаях она возможна. Поэтому, если будет принят документ, процедура станет полностью легитимизирована и никаких проблем с реализацией имущества не появится», – пояснил Никита Куликов.

Дарья Белоглазова




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28          

Выбор редакции

Летний призыв