31 мая 2020 10:10

Обслуживать подвижной состав должны профессионалы

Владимир Котуранов, профессор кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство» МИИТа, д.т.н.

В нынешнем учебном плане вузов, утверждённом Минобрнауки, для профессиональной подготовки специалистов подвижного состава определён цикл дисциплин, который призван охватить все виды локомотивной тяги и вагонов, включая их конструкцию, системы ремонта и технического обслуживания в эксплуатации.

Но этого явно недостаточно, необходимо готовить инженеров по различным видам подвижного состава. Прежняя программа обучения предусматривала специализацию по видам – локомотивы, вагоны, моторвагонный подвижной состав. Ведь каждый вид имеет свои специфические особенности, которые обязательно должны знать будущие специалисты отрасли. И поэтому, например, инженеры-вагонники обязательно должны изучать динамику движения поездов, уметь рассчитать энергозатраты на передвижение вагонов, знать, как можно снизить износ деталей, и не допустить повреждения самых дорогостоящих объектов инфраструктуры – пути, мостов, искусственных сооружений, что необходимо для обеспечения безопасности перевозок.

В свою очередь, правильный выбор технико-экономических параметров вагонов (масса, габариты, объём кузова, конструкционная скорость и др.) оказывает решающее влияние на эффективность грузовых и пассажирских перевозок.

Сейчас в отрасли уделяют много внимания вопросам увеличения осевых нагрузок и вождению тяжеловесных поездов. Понятно, что решить их без помощи профессионально подготовленных инженеров в области подвижного состава также невозможно.

Уверен, что в транспортных вузах нужно готовить инженеров-вагонников с глубокой, целенаправленной профессиональной подготовкой, учитывающей технологические и инфраструктурные особенности текущего содержания и ремонта вагонов. Для этого необходимо ввести самостоятельную специальность «Нетяговый подвижной состав железных дорог», базирующуюся на соответствующем учебном плане.

Тем более что разнообразие типов такого подвижного состава сейчас огромно и постоянно расширяется. При этом многие вагоны имеют различную конструкцию, что обусловлено сферой их применения.

Заводы-изготовители используют разные технологии их изготовления, отличаются также программы их ремонта и текущего содержания в эксплуатации. По сути, нетяговый подвижной состав – это уже отдельная, самостоятельная область производства железнодорожной техники. И ей нужны профессионально подготовленные кадры.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28