28 мая 2020 17:33

Мордвес: жизнь в глубинке не стоит на месте

В Тульском регионе столичной магистрали хранят историческое наследие

На станции Мордвес в Венёвском районе Тульской области начаты работы по планированию и проведению реконструкции пассажирской инфраструктуры станции, приданию вокзальному комплексу образцового эстетического вида, а также по улучшению путевой инфраструктуры этой станции.
Вид на здание вокзала станции Мордвес постройки 1899 года. Псевдоготический стиль
Рабочие материалы, связанные с новым проектом
Это – очередное подтверждение заинтересованности московских железнодорожников в сохранении истории строительства и развития столичной магистрали, раскрытии самобытности территорий, по которым она проходит. Каждый год отмечен новыми примерами таких проектов.

На этот раз в центре обновленческих планов железнодорожников и оказалась станция Мордвес.

Одно из рабочих совещаний по согласованию действий состоялось на этой неделе непосредственно на месте событий, у здания вокзала, на фасаде которого красуются цифры года его постройки – 1899. В обсуждении приняли участие заместитель начальника МЖД по территориальному управлению Александр Потапенко, заместитель главного инженера дороги по региону Леонид Петрошенко, архитектор Максим Харитонов, работник Тульского музея военной истории, почётный железнодорожник Людмила Неведрова, заместитель главы администрации муниципального образования Венёвский район Виктор Фёдоров и глава администрации муниципального образования Мордвесское Александр Пугачёв, руководитель ООО «Дизайн-Коллегия» Елена Ишутина.

Станция Мордвес – это граница с Московской областью, так сказать, лицо региона. Теперь она должна встать в один ряд с другими «пограничными» станциями региона, такими как Тарусская, Чернь, Ефремов, которые носят почётное звание «Предприятие эффективных технологий и эстетики», и не менее известными Козловой Засекой, Щёкино, Ясногорском, Жданкой, Скуратово, Венёвом и Тулой.

Число проживающих в посёлке жителей невелико, но история его развития тесно связана со строительством здесь питательной ветви от Ожерелья до Венёва Рязанско-Уральской железной дороги. 120 лет назад, в 1897 году, после 26 лет хлопот венёвцев о строительстве железной дороги здесь начались строительные работы.

В ту пору они велись в основном вручную, а груз перевозился на тачках и специальных повозках-грабарках со съёмными бортами для облегчения выгрузки. Днём и ночью не смолкали здесь голоса грабарей, скрип колёс и глухие удары землеройных орудий, на отдельных участках (из каменистых пород) нередко гремели аммональные взрывы.

Череда знаменательных дат, таких как 180-летие железных дорог России, 150-летие открытия движения на участке от Москвы до Тулы, обязывает туляков внимательно отнестись к создаваемому комплексу, который должен быть ничуть не хуже ранее появившегося в районе подобного мемориала в районном центре: в 2013 году на станции Венёв был открыт памятник одному из создателей автомобильной промышленности России Ивану Лихачёву и скульптурная композиция в честь династии «железнодорожных королей» фон Мекк, установлен паровоз и бронеавтомобиль на железнодорожном ходу с вагоном-теплушкой.

Хочется отметить огромную заинтересованность администрации муниципального образования Мордвесское и администрации Венёвского района в реализации данного проекта. Глава местной администрации Александр Пугачёв очень любит и глубоко знает историю родного посёлка, проявляет большой интерес к обновлению и ведёт огромную работу по привлечению дополнительных ресурсов предприятий и организаций района к воплощению задуманного в жизнь.
– Мы все понимаем, – говорит он, – что обновить станцию и показать только железную дорогу – этого недостаточно. Мы замахнулись на то, чтобы создать здесь культурный центр посёлка и муниципального образования. История края очень богатая. Нам есть что показать и реализовать на этой станции. Экспозиция будет посвящена трём войнам – 1812 года, Первой мировой и Великой Отечественной, а также строителям железных дорог, которые работали, не имея техники, вручную, в тяжелейших условиях. Концепция у нас принята, идёт планирование, параллельно занимаемся над привлечением людей, неравнодушных к тому, что мы делаем. Определены организации из Москвы и Тулы, в том числе администрация посёлка и района, которые, помимо железнодорожников, примут участие в финансировании проекта.

Работа по созданию историко-культурных комплексов на железнодорожных станциях ведётся в Тульской области не один год. Каждый из таких проектов, повышающих туристическую привлекательность Тульской области, и является результатом совместных усилий тульских железнодорожников и местных администраций и предприятий.

Инициатор и вдохновитель этой работы, заместитель начальника Московской железной дороги по территориальному управлению Александр Потапенко с удовольствием участвует в деятельности по сохранению культурного и исторического наследия Тульского края.
– Мы живём на богатейшей своей историей и личностями земле, – говорит он. – Люди наши трудолюбивые, творческие, проявляли себя во многом. Если нужно родину защищать – воевали, нужно красоту показать – создавали. У нас в Туле сложился круг неравнодушных граждан, которые искренне заинтересованы поиском, сохранением истории. Они активно работают с архивами, сотрудничают с профессионалами, добывают новые факты для того, чтобы сберечь и донести всё это до потомков. Нельзя быть равнодушным к такой деятельности. Должность и ресурс позволяют поддержать этих людей. Объединив усилия, будем продолжать дальше начатое дело.

Олег Трунов
Фото автора



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28