05 июня 2020 08:45

Возьмут или заплатят

Некоммерческое партнёрство (НП) «Русская Сталь» выступило против поправок в Устав железнодорожного транспорта РФ, предусматривающих введение схемы take-or-pay («бери или плати»). Железнодорожники с позицией металлургов не согласны.
На своём интернет-портале партнёрство, объединяющее крупные металлургические компании, озвучило позицию по проекту ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в части изменения ст. 10 о приоритетном порядке приёма к перевозке груза.
«Согласно этой поправке компании, которые инвестируют в строительство, модернизацию, реконструкцию объектов инфраструктуры и/или внесли предоплату за перевозки, получают приоритет в перевозках. Это закрепляет за ОАО «РЖД» право в одностороннем порядке ограничивать доступ к инфраструктуре любым грузам на любых направлениях (за исключением воинских и специальных перевозок)», – отмечается в сообщении партнёрства.

По мнению участников «Русской Стали», такая норма нарушает базовый принцип, обосновывающий функционирование РЖД в форме естественной монополии, – принцип публичности перевозчика (владельца инфраструктуры), установленный законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».
«Таким образом, в случае принятия данной нормы создаётся крайне благоприятная среда для злоупотребления РЖД своим доминирующим положением. Преференции, предоставляемые владельцем инфраструктуры в рамках заключаемых долгосрочных договоров на организацию перевозок, должны предоставляться не в ущерб другим участникам перевозочного процесса», – заключают авторы обращения.

Обращение, как сообщил «Гудку» исполнительный директор «Русской Стали» Алексей Сентюрин, направлено заместителю министра транспорта Алексею Цыденову. В пресс-службе Минтранса подтвердили получение письма, добавив, что «вопрос находится в стадии проработки».

Предлагаемую схему считают недоработанной не только металлурги.
«Система take-or-pay, во-первых, требует введения долгосрочного тарифа РЖД (за это решение мы выступаем уже много лет), а во-вторых, нуждается в тщательной юридической проработке, – отметил директор по логистике АО «Сибирская угольная энергетическая компания» Денис Илатовский. – Это касается как минимум ответственности перевозчика и соотнесения с антимонопольным законодательством. В стране довольно давно обсуждается этот вопрос, но с 2012 года до сегодняшнего дня аккуратно проработать эту систему отношений никому не удалось. Так что это тема для дискуссии, в которой должны принять участие все заинтересованные стороны – ФАС, РЖД, Минтранс, грузоотправители. Площадка для этой дискуссии уже есть – Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД».

В железнодорожной госкомпании позицию металлургов считают необоснованной.
«Take-or-pay предполагает внесение денежных средств в качестве предоплаты за перевозку согласованного сторонами груза и ответственность в случае непредъявления согласованного с перевозчиком объёма груза в размере провозных платежей за непредъявленный объём, – подчеркнул заместитель начальника правового департамента ОАО «РЖД» Алексей Васильев. – Внедрение этой схемы осуществляется во исполнение правительственных поручений и поддерживается Минтрансом».

Аналитики называют схему take-or-pay распространённым механизмом деятельности железнодорожного транспорта, который позволяет владельцу инфраструктуры обеспечить максимальную загрузку пропускной способности, увеличить объём перевозок и доходную базу.
«В то же время грузовладельцы получают возможность гарантировать вывоз своих грузов на перспективу и обеспечить возврат инвестиций в развитие железнодорожной сети общего пользования, – считает заместитель руководителя Департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Александр Поликарпов. – В целом схема take-or-pay, как механизм в сбалансированном виде, привлекателен для участников перевозочного процесса».

В то же время, по его словам, в ряде случаев возможно смещение оптимального баланса и появление риска недопуска ряда грузовладельцев к перевозкам. Для предотвращения подобного развития событий целесообразно ограничивать предоставление пропускной способности по схеме take-or-pay в размере прироста пропускной способности в результате инвестирования грузоотправителя (грузополучателя).

Константин Мозговой




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28