31 мая 2020 07:32

Поезда ранжируют по уровню доступности для инвалидов

В этом году АО «ФПК» проведёт паспортизацию 463 пассажирских поездов дальнего следования, ранжировав их по степени доступности для маломобильных групп граждан. Каким требованиям должны отвечать претенденты на получение «паспорта мобильности», выяснял «Гудок».
Доступность железнодорожного транспорта для инвалидов – требование закона. Создание условий для комфортных поездок маломобильных граждан – зона ответственности владельца инфраструктуры и перевозчика. Сейчас, по данным ФПК, парк штабных вагонов со специализированными купе для перевозки инвалидов составляет 612 вагонов. За 2016 год услугами спецкупе воспользовались 28,5 тыс. пассажиров.

Действующий в ОАО «РЖД» стандарт, устанавливающий требования к обслуживанию маломобильных пассажиров, согласован с Роспотребнадзором, Всероссийским обществом инвалидов, а также Всероссийским обществом глухих и Всероссийским обществом слепых (ВОС). Так, вход в специальные вагоны для инвалидов оборудован подъёмником, который помогает посадке как с высокой, так и с низкой платформы.

Двухместное купе шире стандартного и оснащено специальными вспомогательными ремнями, позволяющими пассажиру без посторонней помощи пересесть в кресло. Спальная полка устанавливается в любое удобное для пассажира положение.

Увеличенная ширина дверных проёмов и коридора позволяет пассажиру в кресле-коляске свободно передвигаться.

Туалетная комната больше, чем в обычных вагонах. В ней установлены дополнительные поручни, а также световое и звуковое табло для пассажиров, имеющих проблемы со зрением или слухом. Выключатели, розетки, кнопки вызова проводника в вагоне расположены низко и снабжены табличками с рельефным текстом для чтения пальцами (шрифтом Брайля).

В специализированных вагонах, которые построены до 1999 года, до принятия нормативных документов по обеспечению доступности для инвалидов, таких табличек изначально не было.
«Сейчас такие спецвагоны оснащаются табличками с использованием шрифта Брайля дополнительно за счёт заказчика», – отметили в АО «ФПК».


Проверка перед дорогой

Следующим этапом по созданию доступной среды для пассажиров-инвалидов стала паспортизация моделей вагонов и пассажирских составов в соответствии с приказом Минтранса от 6 ноября 2015 года. Эта работа активно ведётся перевозчиками. К примеру, АО «ФПК» за 2016 год уже выдало «паспорта доступности» 16 моделям пассажирских вагонов, изначально адаптированных для перевозки инвалидов, в 2017 году такие документы получат ещё шесть моделей.

В 2017 году АО «ФПК» проведёт также паспортизацию полных составов, курсирующих по всей территории страны. Как стало известно «Гудку», по степени доступности для маломобильных групп граждан планируется ранжировать 463 состава пассажирских поездов дальнего следования.


Внимание персонала

Оснащённость вагонов – важная составляющая, но для достижения цели важен человеческий фактор. Поэтому работники, связанные с обслуживанием пассажиров особых категорий, в обязательном порядке проходят обучение правилам и этике общения с инвалидами различных категорий.

Так, в специальной памятке «Правила по этике общения при обслуживании маломобильных пассажиров на железнодорожном транспорте», датированной 27 августа 2013 года, прописаны мельчайшие нюансы общения, к примеру, с незрячими людьми. При общении проводник обязан предложить свою руку в качестве опоры, зачитать необходимую информацию, проводить до места, указанного в билете, помочь сориентироваться в вагоне, рассказать о работе сантехоборудования и т.д.

Часто именно помощь специально обученных сотрудников компании бывает важнее и нужнее для слепого или слабовидящего человека, чем специальные указатели и сигналы, считает член рабочей группы по обеспечению доступности железнодорожного транспорта для маломобильных пассажиров, генеральный директор Института профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС «Реакомп» Сергей Ваньшин.
«Как практик, не готов рекомендовать оборудовать все пассажирские вагоны табличками с теми же брайлевскими надписями. В этом вряд ли есть смысл. Это дорого, а требуется не так часто. Я бы предложил вариант необходимого минимума – рельефные таблички с нумерацией мест, информацией о расположении туалетной комнаты и её статусе – свободна или занята», – отметил эксперт.

По словам Сергея Ваньшина, невидящий человек ориентируется в пространстве больше не по табличкам, а на слух, улавливая характер звука, отражающегося от поверхностей, а также по особым приметам – порядковому номеру окна, напротив которого расположено его купе, или считая ручки дверей.
«Слепые ездили в поездах и в прошлом, и даже в позапрошлом веке, а тогда специальных условий не было. Современное техническое оснащение вагонов и вокзалов облегчает поездку, но всё-таки ситуативная помощь специальных сотрудников мне кажется более важной, поскольку оказывается точечно, в нужный момент», – говорит Сергей Ваньшин.

Он уверен, что развитие специальных служб, обеспечивающих мобильность пассажиров с инвалидностью, может стать определённой альтернативой затратным мероприятиям по обеспечению доступной среды.


Сделано с умом

Никаких дополнительных затрат не требуется, если речь идёт о вагонах нового типа – как отечественного, так и иностранного производства. Они ещё на заводах оборудуются специальными приспособлениями и знаками, облегчающими путешествие людей с инвалидностью. Эти опции закладываются ещё на этапе проектирования. К примеру, в штабных вагонах двухэтажных поездов есть и купе для маломобильных групп граждан, и соответствующие указатели, дублирующие информацию шрифтом Брайля.

В шестом вагоне «Сапсана» есть место для надёжного крепления коляски, снабжённое кнопкой вызова проводника. Рядом с местом для пассажира-инвалида находится специальный туалет. Пол во всех зонах «Сапсана» одного уровня, что облегчает проезд инвалида-колясочника или проход невидящего человека.

В первом и пятом вагонах стандартной «Ласточки» 29–30-е места предназначены для проезда маломобильных людей, есть специализированные санузлы. В «Стрижах» также есть места для проезда инвалидов – в трёх вагонах «Люкс» оборудованы спецкупе для удобного размещения не только самого маломобильного человека, но и его сопровождающего.

Елена Демиденко


Справка «Гудка»
Во всём мире слабовидящие и незрячие люди пользуются специальным рельефно-точечным тактильным шрифтом, который в 1824 году разработал француз Луи Брайль. Для изображения букв в шрифте Брайля служат шесть точек, расположенные в два столбца. При написании точки прокалываются, и текст читается с обратной стороны по выпуклостям. А для чтения точки нумеруются по столбцам слева направо и по строчкам сверху вниз. Позднее распространилась расширенная система Брайля: добавились седьмая точка под третьей и точка 8 под точкой 6. Традиционный шрифт позволяет изобразить 64 символа, расширенный – 255. Существуют версии шрифта Брайля на латинице, кириллице и других алфавитах.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28