25 мая 2020 03:54

Лучше не медленнее, а надёжнее

Алексей Галкин, начальник дорожного тормозоиспытательного вагона службы вагонного хозяйства Горьковской дирекции инфраструктуры

Не согласен с идеей снижения скорости поездов, везущих опасные грузы в вагонах-цистернах, когда едут через населённые пункты (см. статью «Торможение безопасности», опубликованную на полосе «Наука» в «Гудке» от 26.01.2017 г.). Убеждён, что это неправильная постановка вопроса.

Железнодорожная инфраструктура вписана в жизнедеятельность крупных городов. На Горьковской магистрали поезда идут через такие крупные мегаполисы, как Нижний Новгород или Казань, со скоростью, обеспечивающей безопасное движение как в пределах населённых пунктов, так и вне их.

Не обоснованное правилами технической эксплуатации снижение скорости поездов ввиду возможной опасности аварии приведёт к ненужному уменьшению технической и участковой скоростей. Если безопасность движения поездов обеспечена в должной мере, зачем перестраховываться.

Ограничивать скорость нужно исключительно исходя из характеристик профиля пути, а также количественной и качественной составности грузового поезда. И здесь всё уже определено. Например, в сборных грузовых поездах вагоны с опасным грузом располагаются в самом безопасном месте – сразу за локомотивом.

Да, сходы подвижного состава случаются. К примеру, за последние годы три такие аварии произошли на одном и том же километре, почти на одном пикете перегона Просница – Ардаши Горьковской дороги. У поездов было разное количество вагонов в составе. Общим же было то, что они были сформированы только из цистерн, а сходы произошли в режиме выбега локомотива (холостого хода по инерции). Но это не повод для глобальных выводов о необходимости сброса скорости везде и всюду. Просто надо сделать правильные выводы.

Нельзя не согласиться с аргументами экологов: при аварии в населённом пункте содержимое цистерн может разлиться и нанести вред населению и окружающей среде. Но и с этой точки зрения превентивное ограничение скорости поездов ничем не поможет. Практика показывает, что цистерны имеют повышенный запас прочности: при сильном ударе их стенки погнутся, но не разрушатся.

Причиной разлива опасного груза обычно становятся выступающие части запорного механизма, которые может сорвать. Над повышением надёжности запорного и сливного механизмов цистерн и нужно серьёзно задуматься: они должны быть максимально спрятаны. Думаю, что с точки зрения экологической безопасности именно такое техническое решение куда эффективнее, чем снижение скорости поездов.

Редакция приглашает читателей к обсуждению статей, опубликованных на полосе «Наука»




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28