29 июля 2021 11:21

Плохо смазали

ОАО «РЖД» немало сил и средств тратит на программу лубрикации, которая призвана снизить износ колёсных пар и рельсов, а также расходы на энергоресурсы.

Суть лубрикации в том, что боковые головки рельсов или гребни колёсных пар на определённых участках смазывают для уменьшения трения. В начале 2015 года в компании утвердили концепцию развития технологии лубрикации зоны контакта «колесо – рельс».

По данным Департамента экономики ОАО «РЖД», в 2016 году на лубрикацию было потрачено 1,6 млрд руб., по сравнению с 2015 годом финансирование заметно выросло. Но ожидаемого эффекта технология не дала. Учёные говорили о десятикратном эффекте, мол, один рубль, вложенный в лубрикацию, должен дать 10 руб. экономии. Одно только потребление электроэнергии сократится на 3–5%. Но это результаты использования лубрикантов за рубежом. А в России экономия энергоресурсов – всего лишь около 1%.

Кроме того, несмотря на другие ожидания, зафиксирован рост количества обточек бандажей колёсных пар: на электровозах – на 10,3%, на тепловозах – на 1,3%. Очевидно, это следствие неправильного применения технологии, в результате чего усиливается пробуксовка колёс локомотивов. Специалистам ещё предстоит подумать, как практически отладить далеко не простую технологию. Ведь смазывать нужно в определённых местах подходящими для тех или иных условий типами смазки. Да ещё всё это нужно делать экономно.

Организация самого процесса также оставляет желать лучшего, тут тоже есть большие резервы. Так, в 2016 году 5% стационарных лубрикаторов не работало вообще. Понятно, что это не способствует экономической эффективности процесса.

В комплексной программе инновационного развития холдинга ОАО «Российские железные дороги» до 2020 года поставлена задача снизить стоимость этого вида работ. Это позволит получить больший финансовый эффект от этой технологии.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31