13 ноября 2019 18:23

Рекуперативное торможение: энергия динамики

На Московской железной дороге энергосбережению уделяется повышенное внимание

К нашему парку приписаны электровозы ВЛ10 и ВЛ10К. Все они оборудованы техникой, которая позволяет использовать рекуперативное торможение, и поэтому практически все машинисты применяют эту технологию во время рейсов.
Валерий Баранов,
машинист-инструктор эксплуатационного локомотивного депо Рыбное

Я говорю практически, потому что, когда в депо приходит новый машинист, он не всегда умеет должным образом использовать рекуперацию. В связи с этим к каждому новичку, если это необходимо, прикрепляется опытный машинист, который во время поездок показывает, как следует осуществлять такую операцию. У нас это называется школой передового опыта. Я сам регулярно участвую в подобных поездках, в ходе которых подшефный на примере старшего товарища может лучше понять, когда следует использовать автоматические тормоза, а когда рекуперативное торможение. С уверенностью могу сказать, что такой дружеский инструктаж всегда даёт должный результат, и те, кто на первых порах опасались применять рекуперативное торможение, впоследствии с успехом пользуются им.
Если же говорить о наших передовиках в этой области, то прежде всего стоит назвать Владимира Бакунова, который неоднократно премировался по итогам соревнования.


Андрей Купин,
машинист второго класса эксплуатационного локомотивного депо Орехово:

Я работаю на грузовых локомотивах ВЛ10 и ВЛ11. На мой взгляд, использование рекуперативного торможения в грузовом движении, несомненно, нужно и важно. Неслучайно, что этому на Московской железной дороге уделяется повышенное внимание, выделяются дополнительные средства на оснащение электровозов специальным оборудованием, а нам в депо спускают план, который мы стараемся выполнить.
Не открою секрета, если скажу, что рекуперативное торможение позволяет снижать скорость более плавно или постепенно – на пять-шесть км/ч, а автоматическое – сразу на 10–20 км/ч, что не всегда удобно. В результате, если пользоваться только автоматическими тормозами, то для последующего резкого набора скорости придётся использовать дополнительную энергию.
Казалось, тот факт, что рекуперативное торможение важно применять на практике, должны понимать все. Однако не всё так просто. Бывают случаи, когда локомотив оснащён необходимым оборудованием, тем не менее оно не отлажено должным образом. В данном случае машинист обязан сигнализировать об этом ремонтникам в сервисную службу. Мне лично памятен такой эпизод: я три раза писал соответствующие докладные, и всё без толку. И только когда потребовал внепланового технического обслуживания, всё наконец-то было отлажено должным образом. Считаю, что с подобным подходом к своим обязанностям в сервисной службе надо кончать.


Сергей Ванюков,
машинист первого класса эксплуатационного локомотивного депо Рыбное

В нашем депо рекуперативное торможение используют многие машинисты. Для этого электровозы, приписанные к предприятию, оборудованы соответствующей техникой.
Сейчас прибавку к зарплате за применение рекуперативного торможения во время рейса получают только пять машинистов, показавших лучшие результаты. Победитель соревнования – пять тыс. руб., занявший второе место – четыре, третье и четвёртое – по две и пятое – одну тыс. руб. Такая схема премирования была введена около полутора лет назад. Считаю, что она не лучшим образом стимулирует работника. На мой взгляд, не стоит устраивать соревнование в этой области и определять победителя. Предпочтительнее было бы, если бы каждый, кто использует рекуперативное торможение, получал прибавку к заработной плате. Пользы от такой схемы, на мой взгляд, было бы больше.
Рекуперация позволяет обеспечить более плавное ведение поезда и на больших, и на малых скоростях, препятствует раннему изнашиванию тормозов, то есть продляет их жизнь. Однако одновременно оно значительно повышает нагрузку на тяговый двигатель, иногда вдвое. Наиболее полезно её использовать на маршрутах со сложным профилем рельефа, где есть крутые подъёмы и спуски. Поэтому я, конечно, призываю использовать данный вид торможения, но делать это надо, как говорится, умеючи.


Руслан Воронов,
машинист второго класса эксплуатационного локомотивного депо Лихоборы-Окружные

В этом депо я работаю с 2005 года, сначала помощником, затем машинистом. Вожу грузовые электровозы ВЛ10, ВЛ11. В принципе все они должны быть снабжены оборудованием, с помощью которого можно осуществлять рекуперативное торможение, однако это не всегда соответствует действительности. Дело в том, что наше депо не является основным, поэтому машины, на которых приходится ездить, приходят к нам из локомотивных эксплуатационных депо Бекасово, Рыбное и Орехово. И если локомотивы из Рыбного, как правило, всегда снабжены соответствующим оборудованием, то этого нельзя сказать о тех, которые поступают из Бекасово или Орехово. Поэтому приходится давать руководству объяснения в письменном виде относительно того, что во время рейса не было возможности использовать рекуперативное торможение в связи с отсутствием на локомотиве необходимого оборудования.
Рекуперативное торможение мы, как правило, используем весной, летом и осенью, в зимнее время мы к нему практически не прибегаем, что связано с погодными условиями и с тем, что зимой во время движения машинист обязан периодически проверять автоматические тормоза.
Считаю, что рекуперативное торможение необходимо применять, другой вопрос заключается в том, что локомотив должен быть снабжён соответствующим оборудованием.


В депо серьёзное внимание уделяется состоянию энергетического оснащения локомотивов


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Выбор редакции

Летний призыв