20 февраля 2020 11:30

Попасть в цель

Борис Лёвин, президент Ассоциации высших учебных заведений транспорта, ректор МИИТа

Целевой приём в железнодорожные образовательные учреждения необходим по всем специальностям, которые востребованы в холдинге.

Система целевой подготовки на железнодорожном транспорте действует с 1978 года. Специфика работы железных дорог состоит в территориальной разбросанности предприятий по сети. Укомплектовать их штат иногда возможно только из числа местных жителей, предварительно обучив их.

Ежегодно ОАО «РЖД» направляет в отраслевые вузы на программы высшего образования около 5 тыс. человек и порядка 3,5 тыс. человек – на учёбу по программам среднего профессионального образования. При этом на специальности железнодорожного профиля поступают более 95% целевиков.

Система целевого обучения имеет ряд очевидных преимуществ. Так, студенты получают возможность проходить производственную практику на оплачиваемых рабочих местах и гарантию трудоустройства после окончания учебного заведения. Именно благодаря целевикам штат компании всегда укомплектован. Работодатель, в свою очередь, участвует в учебном процессе и в оснащении учебно-лабораторной базы вузов современным оборудованием.

Система целевой подготовки выгодна в целом и для государства. Она способствует эффективному использованию бюджетных средств, так как заказываются только востребованные производством специалисты. Появляется возможность оптимально планировать контрольные цифры приёма по регионам и специальностям и обеспечивать баланс на региональном рынке труда.

Однако в связи с законодательными изменениями образовательные учреждения столкнулись с определёнными трудностями при осуществлении целевой подготовки студентов. Речь идёт о принятом в 2013 году законе «Об образовании», который лишил возможности вести целевой набор абитуриентов на обучение по программам среднего профессионального образования (СПО).

Раньше техникумы и колледжи принимали целевиков по отдельному конкурсу. Предприятия заключали с ними целевые договоры и после окончания обучения ждали их на производстве. Теперь же вместо понятия «целевой набор» введено «целевое обучение». То есть все абитуриенты поступают по единому конкурсу и уже среди поступивших студентов работодатель отбирает тех, с кем заключит договор на дальнейшее обучение по целевому принципу. Но, как показывает практика, немногие учащиеся идут на это, ведь они уже поступили на бюджет.

К тому же они не горят желанием отправиться после выпуска в отдалённые регионы страны. В результате уже нет гарантии полного укомплектования предприятий, как это было раньше. А ведь работники со средним образованием в ОАО «РЖД» очень востребованы, компания нуждается в них не меньше, чем в специалистах, окончивших вузы.

Упомянутый закон коснулся и целевой подготовки в вузах. Она стала возможной только для компаний с государственным участием. В условиях холдинговой структуры РЖД это накладывает значительные ограничения на дочерние и зависимые общества компании, которые лишились права заказывать целевиков. Когда-то эти предприятия входили в структуру Министерства путей сообщения, но даже став отдельными юридическими лицами, они всё равно выполняют функции единого транспортного комплекса. От кадровой обеспеченности «дочек» ОАО «РЖД» зависит общий результат работы железных дорог.

Кроме того, целевой приём по программам высшего образования ведётся не по всем специальностям. Речь о так называемых непрофильных для транспорта профессиях, например юристах и экономистах. Бюджетных мест по этим направлениям отраслевые вузы не получают уже несколько лет. Между тем практика показывает, что работникам, окончившим классические университеты, сложно адаптироваться на транспорте, и компании приходится тратить дополнительные средства на их переподготовку. Отраслевые же юристы, экономисты и т.д. получают глубокие знания в сфере железнодорожного транспорта. Все эти проблемы представители вузовского сообщества поднимают регулярно. Есть надежда, что небезрезультатно. Так, в конце прошлого года по итогам селекторного совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева о повышении эффективности целевого обучения и целевого приёма главе Минобрнауки было поручено проработать эти вопросы. Хотелось бы, чтобы уже в следующую приёмную кампанию отраслевые техникумы и колледжи могли набирать целевиков, а вузы иметь бюджетные места и, как следствие, целевые направления по гуманитарным специальностям.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31