14 декабря 2019 11:47

Охотник за дефектами

Поиск рельсов, представляющих угрозу движению поездов, стал главным делом для Вадима Заусова

На счету оператора рельсового дефектоскопа Иркутск-Сортировочной дистанции пути Вадима Заусова десятки обнаруженных остродефектных рельсов, каждый из которых мог стать причиной беды. Заусову, как и сапёру, ошибаться нельзя: цена ошибки слишком высока.
– А кому из железнодорожников можно ошибаться? – Вадим Заусов только что вернулся с очередного обхода и зябко поёживается. За окном стылый зимний день в розовых бликах уходящего солнца, позади несколько километров холодной стальной колеи, состояние которой оператор 8-го разряда вместе с напарником Андреем Виноградовым проверил ультразвуком дефектоскопной тележки РДМ-22. – Каждый на дороге в той или иной мере отвечает за безопасность движения поездов, а мы в особенности.

С этим грузом ответственности за годы работы он сроднился. Мастер цеха дефектоскопии Андрей Агринский отмечает в Заусове в первую очередь ответственность. По его мнению, научить необходимым рабочим навыкам со временем можно практически любого человека, а вот привить ответственность чрезвычайно сложно, она должна быть заложена от рождения.
– У Вадима Михайловича это в крови, – уверен Андрей Агринский. – К примеру, осматривать ещё и соседние пути во время обхода вроде бы и не его прямая обязанность: если оператор идёт по первому пути, то и отвечает за первый. Такая «побочная» работа приносит в актив Заусова максимальное количество замечаний по текущему содержанию пути, притом что он успешно справляется с основными обязанностями.

Добрых слов в адрес Вадима Заусова не жалеет и начальник дистанции пути Андрей Хилютко. Говорит, именно на таких, как он, и держатся высокие показатели предприятия.

Работа оператора не из лёгких, как и в целом труд монтёров пути. Далеко не каждый готов свыкнуться с тем, что приходится постоянно находиться на открытом воздухе в любую погоду. У операторов к тому же дефектоскопная тележка весом почти в центнер. При каждом приближении поезда напарникам (операторы работают в паре) нужно снять её с рельсов, отнести на безопасное расстояние, затем опять поставить на пути. На грузонапряжённых участках эту операцию за смену приходится повторять многократно, поэтому без физической выносливости не обойтись. Зарплата при этом довольно скромная. Вот почему руководство дистанции ценит преданность профессии.

К тяготам профессии Вадим Заусов, похоже, вполне привык. Да и никто силком, признаётся, в дистанцию пути его не загонял. Просто обстоятельства сложились так, что после сокращения численности военнослужащих недавний выпускник Иркутского высшего военного авиационного училища оказался без работы. Чтобы кормить семью, устроился в один из новосибирских строительно-монтажных поездов, который прокладывал подъездные пути. Через короткое время стал мастером по укладке стрелок. А когда семья переехала на родину жены в Иркутск, пришёл на железную дорогу.
– В апреле 1991 года стал монтёром, в июне назначили бригадиром. Нередко и мастера подменял. В 2004-м меня как человека с техническим образованием пригласили в цех дефектоскопии. Так и прописался в операторах, – рассказывает Заусов.

За эти годы у него выработалась своя философия насчёт собственной работы. Себя он то ли шутя, то ли всерьёз сравнивает с рыбаком, который, закидывая удочку, не знает, что попадёт на крючок, попадёт ли вообще.
– Большая рыба для оператора-дефектоскописта – это крупный дефект, например трещина, угрожающая безопасности движения. Таких серьёзных «рыбин» за год может набраться пять, а то и меньше, ведь у нас ежегодно хорошая балльность пути. Поэтому ежедневно мы ищем не только такие угрожающие дефекты, а преддефектные состояния, которые могут развиться за несколько дней, особенно в периоды перепада температур. И для меня важно «поймать» грядущее событие заранее: уже удача, что не прошёл мимо, а заметил, – объясняет Вадим Заусов.

Охотнику за дефектами, по его словам, очень важно иметь предрасположенность к этому делу. Кроме отменного слуха, помогающего отличить другую тональность звука, требуется хорошая зрительная память, чтобы какие-либо нетипичные отражения на мониторе дефектоскопа сразу насторожили глаз. А чтобы связать воедино все тревожные моменты, сделать нужный вывод, нужен ещё и опыт. Лишним не будет и умение сосредотачиваться во время обхода только на производственном процессе. Многое значит и надёжный напарник. С Андреем Виноградовым Вадим Заусов меряет километры так давно, что понимает его с одного взгляда.
– В горы и даже на охоту с кем попало не пойдёшь, так и у нас. Люди должны обязательно сработаться, – говорит Заусов.

За год по рельсам они с Виноградовым наматывают по тысяче с лишним километров, меняются только перегоны да станции. Сегодня на Батарейной, завтра могут оказаться в Мегете или Большом Луге. Руководство дистанции знает, что там, где прошли Заусов и Виноградов, дополнительные проверки не нужны: они самые зоркие глаза и чуткие уши дистанции пути. А такое доверие и самим операторам сил прибавляет. Ведь не только ради денег они работают.

Сергей Кез,
соб. корр. «Гудка»
Иркутск
Фото автора



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Выбор редакции

Летний призыв