09 декабря 2019 19:12

Распорядитель перевозочного процесса

12 лет координирует работу станции Москва-пассажирская Курская дежурный Валентина Ионина

С наступлением рассвета грузовые поезда на прилегающих к станции перегонах уступают место многочисленным электричкам. На путях Москвы Курской в это время осматриваются вагоны, формируются новые составы. Для принявшей смену дежурного по станции Валентины Иониной это самое хлопотливое время.
Но и ближе к полудню забот не убавляется. На станционных путях ожидает команды дежурного по станции машинист локомотива, прибывшего со снегоочистителем. Подобные вопросы дежурный по станции решает практически с ходу, связавшись по рации с машинистом, при этом одновременно занимается поездной обстановкой. По обрывкам разговоров, ведущихся по селекторной связи, без труда можно определить круг решаемых проблем – прицепка, отцепка вагонов, маневровое движение. Одновременно с Иониной «правят бал» на станции ещё двое дежурных Москвы-пассажирской Курской – Даниил Пащенко и Анастасия Покидченко. Каждый единолично распоряжается движением поездов в пределах своего района действий.

Главное рабочее место Иониной у пульта-табло.
– Каждый раз, занимая его, забываю о домашних делах или каких-то других житейских проблемах, – рассказывает она. – Производственный процесс захватывает, сказывается многолетняя привычка концентрировать внимание на чём-то одном, самом главном.

По объёму выполняемой работы станция Москва-пассажирская Курская относится к числу внеклассных. Ежесуточно она отправляет и принимает более 300 пар дальних и пригородных поездов, обеспечивая пассажирооборот, достигающий 50 тыс. человек. Задачи дежурного такой станции не из лёгких. За 12 лет Валентина Ионина успела многократно убедиться в этом.

Не отходя от пульта, просчитывать варианты пропуска поездов по графику – это уже вошло в привычку. А заодно постараться заранее предусмотреть и возможности манёвра. Развести составы так, чтобы ни один из них не задержался у входного светофора, не простоял на станции лишнюю минуту.

Так сложилось, что станция Москва-пассажирская Курская в столице занимает стратегически важную точку: здесь сходятся стальные нити, тянущиеся отовсюду. Отсюда пассажирские поезда и электрички уходят в двух основных направлениях: курском и горьковском. Причём большинство пригородных электропоездов курского направления движется через Москву Курскую транзитом. Работа дежурного по станции может повлиять на ситуацию в любом месте столичной магистрали. Иначе говоря, от того, насколько полно Валентина Ионина и её коллеги оценят складывающуюся ситуацию и как отреагируют на неё, во многом зависит, как поедет дорога.

За 12 лет работы на предприятии стало нормой, когда беспокойное для дежурного по станции утро незаметно переходит в не менее беспокойный обеденный период, да и вечер «не обещает быть томным». Всерьёз или шутя, но коллеги называют Валентину Ионину одним из самых стрессоустойчивых специалистов, которые когда-либо трудились на Москве-пассажирской Курской. Ещё как дежурный по станции с многолетним стажем она считает, что на дороге не бывает мелочей. Идёт ли речь о заполнении журналов или об одновременном контроле за стрелками, сигналами, манёврами – небрежности не допускаются ни в чём. Поэтому каждая смена требует от Валентины большой сосредоточенности, и только по окончании дежурства появляется возможность перевести дух и подумать об отдыхе. Но, как признаётся моя собеседница, два и более выходных кряду, проведённых дома, заканчиваются желанием поскорее занять место у пульта-табло, чтобы снова окунуться в атмосферу станции.

Нестандартные ситуации на станции – не редкость. Ионина, как и её коллеги, всякий раз с честью выходят из них. Даже тогда, когда наступает горячая пора. Только что пережили новогодние праздники, когда оборот станции был увеличен за счёт введения дополнительных поездов. А летом работа дежурного усложнится не только из-за роста числа поездов почти в полтора раза, но увеличения их составности. На вопрос о том, как давно Валентина обнаружила в себе способность одновременно и продумывать ситуацию на несколько ходов вперёд, и курировать смену железнодорожников разных специальностей, она отвечает, что набор таких качеств формируется далеко не сразу.
– Пришла на дорогу в 1982 году, – поясняет собеседница, – начинала с должности оператора при дежурном на станции Черкизово столичной магистрали. Предприятие, надо отметить, с интенсивным грузовым движением. Поначалу было очень тяжело. Можно сказать, что карьера движенца для меня началась с тяжёлого физического труда. Когда работала сигналистом, за день доводилось переносить по нескольку сотен тормозных башмаков. Но выбора не было, пришлось пройти и через это, вникая в секреты профессии самостоятельно. Дежурным по станции трудилась уже позже – с 1995 по 2004 годы. И только потом перешла на Москву-пассажирскую Курскую.

Проблемы проблемами. Однако вслед за их преодолением, как считает наша героиня, приходит понимание жизни станции, как единого организма. Из-за чего интерес к производственным процессам, ведущимся здесь, только возрастает. По мнению Иониной, основу успешности предприятия определяют три фактора: развитая инфраструктура, современные технологии и квалифицированные кадры. А профессионализм дежурного по станции базируется на умении выстроить работу так, чтобы ничего не мешало перевозочному процессу.

За последние годы коллектив работников Москвы-пассажирской Курской серьёзно обновился. С приходом в него молодёжи резко возросла потребность в наставничестве. В этом плане Валентина Ионина – специалист незаменимый. Из 17 прошедших через её опеку стажёров большинство приступали к освоению профессии дежурного по станции в ходе преддипломной практики, приобретая от Валентины Николаевны бесценный опыт. Комфортно ли с ней усваивать азбучные истины начинающим специалистам? Говорят, как наставник Ионина «не нянчится», не изводит своих подопечных излишним вниманием, но помогает, когда нужно. Правила работы на дороге продиктованы теми или иными событиями и обстоятельствами. Для новичка важно сначала научиться разбираться в них, а потом уметь предвидеть опасные ситуации, не допустить те или иные ошибки. Все эти моменты, образно говоря, взяты Валентиной Николаевной в качестве ключевых в процессе наставничества. Своих учеников Ионина учит работать так, как работает сама. Кажется, ещё совсем недавно одному из них, Даниилу Пащенко, Валентина Николаевна раскрывала свои секреты относительно того, как правильно принимать оптимальные решения в сложной поездной обстановке. Теперь они – коллеги, нередко выходящие в одну смену. Впрочем, как специалист с большим опытом Ионина всегда готова на любой производственный вопрос дать развёрнутый ответ. Отмахиваться от них она никогда не будет.

Валентина – железнодорожник по призванию. В констатации этого факта нет даже малейшего преувеличения. А если и есть сомнения, то стоит лишь единожды взглянуть на то, как Ионина учит своих стажёров принципиально и грамотно оценивать поездную обстановку, правильно действовать в нестандартной ситуации. И награды и поощрения только подтверждают эту несомненную истину. В 2012 году она награждена знаком «За безопасность движения», в 2015-м – благодарностью министра транспорта РФ, в 2016-м – благодарностью начальника Центральной дирекции управления движением.

...Более 20 с лишним лет назад Валентина практически ничего не знала о железной дороге. На десятки км вокруг районного центра Дмитровск Орловской области, откуда она родом, стальные магистрали отсутствуют. И если бы не ближайшая родственница, настоятельно посоветовавшая Валентине поступить в железнодорожное училище, то всё могло сложиться совсем иначе. И свой приход на стальную магистраль Валентина Ионина объясняет одним словом: судьба.

Владимир Горелкин




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Выбор редакции

Летний призыв