09 декабря 2019 11:10

Дальнему Востоку поставили в пример Африку

Правительство утвердило Концепцию развития транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2».
Эффективность международных транспортных коридоров (МТК) «Приморье-1» и «Приморье-2» правительство предполагает повысить за счёт частных инвестиций, рациональной организации управления и бесшовных технологий перевозок.

В концепции содержится анализ грузовой базы проектов, финансовая модель, конкретные транспортные объекты, которые необходимо строить, а также предложена правовая организационная модель управления коридорами в целом.

Транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2» призваны соединить китайские провинции Хэйлунцзян и Цзилинь с морскими портами Приморского края.
«Китайские грузовладельцы смогут экономить на времени и стоимости доставки экспортно-импортных и каботажных грузов, а Дальний Восток России, российская транспортная отрасль получат значительные инвестиции и доходы, – говорит руководитель Минвостокразвития Александр Галушко. – Это практический пример взаимовыгодного сотрудничества России и Китая на Дальнем Востоке, сопряжения Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шёлкового пути».

Объём грузопотока по МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» оценивается в 45 млн тонн зерновых и контейнерных грузов к 2030 году (23 млн тонн зерновых и 22 млн тонн контейнерных грузов, 1,8 млн TEU – контейнеров в 20-футовом эквиваленте). При этом, помимо собственно китайского транзита, по маршрутам должны пойти и экспортные российские грузы (в основном, навалочные), а на третьем этапе (2025–2030 годы) возможно привлечь и контейнеры других государств Юго-Восточной Азии.

Дополнительная выручка портовых и транспортных компаний к 2030 году оценивается в 91 млрд руб. в год (портов – 40 млрд руб., железнодорожного и автодорожного транспорта – 51 млрд руб.). При этом консалтинговая компания McKinsey, проводившая расчёты, исходила из тех тарифов, которые существуют сейчас. Получилось, что инвестиции в создание МТК окупаются за 10 лет с доходностью 10% годовых. Основная выгода придётся на Приморский край (порядка 70%).

Проекты предполагают расширение автодорожной, железнодорожной инфраструктуры и пунктов пропуска. Практически все инвестиции будут носить частный характер, однако некоторое количество средств предполагается переориентировать из соответствующих госпрограмм на расширение государственной же инфраструктуры (к примеру, пунктов пропуска). В железнодорожной части МТК «Приморье -1» необходимо расширить железнодорожный пункт пропуска Гродеково, наиболее капиталоёмкими стройками являются участок Смоляниново – Находка, развитие подходов к портам Находка и Уссурийск.

По МТК «Приморье-2» необходимо развить железнодорожный пункт пропуска Махалино до 8–10 млн тонн в год и построить железную дорогу Хуньчунь – Махалино – Зарубино.

Необходимую эффективность должна дать быстрая «бесшовная» перевозка грузов. В качестве примера для такой технологии указаны транспортные коридоры Йобург – порт Мапуту (ЮАР – Мозамбик) и Уолфиш-Бей (порт в Намибии на побережье Атлантического океана), куда ведут транспортные коридоры из соседних африканских государств. «Там грамотно распределены источники средств, в состав правления входят представители бизнеса и государства, что позволило предотвратить разногласия при принятии решений, – говорится в концепции. – На базе этих коридоров был создан так называемый бесшовный маршрут, что возможно лишь при полном взаимодействии всех сторон-участниц».

Как пояснили «Гудку» в Департаменте инвестиционной деятельности ОАО «РЖД», утверждение концепции пока не предполагает выделение средств в инвестиционной программе, для этого необходимо наличие проектно-сметной документации.
«В данном случае проект разделён на три этапа, на первом необходимость инвестиций со стороны компании минимальна, – пояснили в компании. – Пока РЖД имеют возможность наращивать перевозки по маршруту, пользуясь уже имеющейся инфраструктурой».

Сергей Плетнёв


Справка «Гудка»
МТК «Приморье-1»: Харбин – Суйфэньхэ – Гродеково (РФ) – порты Владивосток, Находка, Восточный – порты АТР.
МТК «Приморье-2»: Чанчунь – Цзилинь – Хуньчунь – Камышовая (Махалино) – Посьет – Зарубино – порты АТР.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Выбор редакции

Летний призыв