10 декабря 2019 17:19

Без конкурса

Подрядчику строительства Керченского моста предложат новую работу

Ряд СМИ сообщил о намерении правительства передать подряд на строительство железнодорожных подходов к строящемуся в настоящее время Керченскому мосту ООО «Стройгазмонтаж» (СГМ), минуя конкурсную процедуру. Ранее ФКУ «Управление служебных зданий федеральных органов исполнительной власти в области транспорта» (структура Министерства транспорта Российской Федерации) трижды безрезультатно пыталось провести конкурс по строительству данного инфраструктурного объекта. Потенциальные подрядчики интереса не проявили, конкурсы не состоялись.
Со ссылкой на анонимные источники в правительстве сообщается, что предложение взять подряд по строительству железнодорожной ветки к Керченскому мосту было сделано ООО «Стройгазмонтаж» после того, как потенциальные подрядчики, специализирующиеся на строительстве объектов железнодорожной инфраструктуры, не проявили интереса к конкурсу.

Газета «КоммерсантЪ» привела цитату министра транспорта РФ Максима Соколова: «После того как было объявлено два конкурса по выбору подрядчика и ни одной заявки не поступило, Министерство транспорта обратилось в СГМ с предложением рассмотреть возможность строительства объекта. СГМ зарекомендовал себя как ответственный подрядчик, мост строится по графику, по некоторым параметрам даже с опережением. У компании есть необходимые ресурсы, и, уверен, им по силам второй объект, сопряжённый с мостом».

Пока ни Министерство транспорта, ни ООО «Стройгазмонтаж» информацию о передаче подряда без конкурсной процедуры не опровергли. В пресс-службе «Стройгазмонтажа» сообщили, что считают некорректным давать какие-либо комментарии по поводу предоставления подряда на строительные работы по железнодорожным подходам к Керченскому мосту до тех пор, пока не будет принято решение правительства о предоставлении подряда.

Напомним, в январе 2015 года «Стройгазмонтаж» назначили генподрядчиком по строительству Керченского моста без конкурса. Госконтракт на проектирование и строительство с компанией подписали 17 февраля 2015 года. Аркадий Ротенберг отмечал, что к строительству Керченского моста относится не как к способу заработать деньги, а как к возможности сделать вклад в развитие страны. (Строительство моста длиной 19 км будет стоить бюджету 228,3 млрд руб. Сопоставимых по протяжённости и цене объектов в России прежде не строили.)

Контракт на строительство железнодорожного подхода к Керченскому мосту предполагает прокладку по территории Крыма ветки длиной 18 км, которая примкнёт к однопутному участку Керчь – Джанкой. Дорога будет неэлектрифицированной двухпутной, с возможной электрификацией в будущем. Помимо самих путей требуется возвести около 40 зданий, проложить тоннель, реконструировать железнодорожную станцию Багерово, устроить парк станции Керчь-Южная, а также организовать базы дислокации пожарных и восстановительных поездов. Начало эксплуатации железной дороги на Керченском мосту было запланировано на 18 декабря 2018 года, но 7 июля срок был перенесён на 1 декабря 2019 года.

Согласно паспорту инвестиционного проекта, опубликованному на сайте заказчика проекта – государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымская железная дорога», предельная стоимость объекта составляет всего 18,085 млрд руб.

В июне 2015 года ЗАО «Ленпромтранспроект» и ГУП РК «Крымская железная дорога» подписали государственный контракт на инженерные изыскания и разработку проектно-сметной документации на строительство железнодорожных подходов к транспортному переходу через Керченский пролив со стороны Крымского полуострова. Работы уже проведены. ФКУ «Управление служебных зданий федеральных органов исполнительной власти в области транспорта» приступило к поиску подрядчика для строительства объекта.

Первый тендер на разработку рабочей документации и строительство железнодорожных подходов к Керченскому мосту планировалось провести в сентябре 2016 года. По итогам рассмотрения заявок единственный участник – АО «АК «Железные дороги Якутии» – не был допущен к конкурсу. Он не выполнил условие об опыте строительства и ремонта объектов капстроительства и искусственных дорожных сооружений (мостов, эстакад) стоимостью не менее 20% от цены заказа ФКУ за последние три года. Повторный конкурс, завершившийся в декабре 2016 года, был признан несостоявшимся из-за отсутствия заявок. Третий конкурс на строительство железнодорожных подходов к транспортному переходу через Керченский пролив также не дал результатов – до 9 января 2017 года заказчик не получил ни одной заявки.

В конце 2016 года обсуждалась вероятность участия в конкурсе Тувинской энергетической промышленной корпорации (ТЭПК), которая занимается реализацией крупных инфраструктурных проектов на территории Красноярского края, Республики Тыва и Дальневосточного федерального округа, в частности строит железную дорогу Элегест – Кызыл – Курагино протяжённостью 410 км. Также среди возможных участников конкурса называлась Crocus Group – одна из ведущих и крупнейших девелоперских компаний России. Она известна проектом строительства ЦКАД. В пресс-службах обеих компаний отказались комментировать возможность участия в конкурсе по строительству ветки в Крыму, а в ТЭПК уточнили, что слухи об интересе к проекту являются ложными.

Одной из дискуссионных тем стала стоимость проекта. Согласно паспорту инвестпроекта стоимость 1 км железнодорожных подъездов составляет 1,004 млрд руб.

Некоторые эксперты, в частности глава «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров, объясняли нежелание строителей связываться с Керченским мостом тем, что стартовая цена контракта существенно ниже рыночной и не обеспечивает высокую маржинальность. Руководитель аналитического агентства Infranews Алексей Безбородов считает озвученную стоимость проекта адекватной рынку. В одном из отраслевых исследовательских институтов отметили, что стоимость строительства одного километра дороги в условиях, аналогичных крымским, в среднем составляет порядка 100 млн руб., то есть в 10 раз ниже стоимости, заявленной в паспорте инвестпроекта.

Ещё более низкое ценовое предложение по строительству для схожих объектов приводится на сайтах специализирующихся на строительстве железнодорожных путей компаний – ООО «Желдоринвест» и ООО «Стройкомплект-2». Согласно прайс-листам компаний, стоимость строительства одного километра составляет порядка 42 млн руб.

Не исключено, что одной из причин отказа от участия в конкурсе стала не предложенная цена, а опасения строительных организаций попасть в западные антироссийские санкционные списки – строительство предполагается вести на территории Республики Крым. В частности, Алексей Безбородов именно с этой причиной связывает срывы второго и третьего конкурсов. Если данная версия правдоподобна, то выбор в качестве подрядчика ООО «Стройгазмонтаж» представляется не случайным: братья Ротенберг ещё в марте 2014 года были внесены в санкционный список США как члены близкого окружения Президента России Владимира Путина. А в апреле власти США ввели санкции против компаний и банков, собственниками которых являются Аркадий и Борис Ротенберги, в частности против ООО «Стройгазмонтаж».

Срок реализации инвестиционного проекта по строительству железнодорожных подходов к Керченскому мосту – июнь 2019 года.

Вадим Сипров


Справка «Гудка»
Прямыми владельцами ООО «Стройгазмонтаж» с 2014 года стали российские бизнесмены Аркадий и Борис Ротенберги, Аркадию Ротенбергу принадлежит 83%, Борису – 17%; ранее бизнесмены контролировали компанию через кипрский офшор.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Выбор редакции

Летний призыв