15 декабря 2019 01:11

Лучшие расшифровщики получаются из машинистов

Машинисты снегоуборочных машин, техники-расшифровщики, руководители среднего звена и инженерно-технические работники хозяйства механизации ОАО «РЖД» боролись за звание лучших на первом сетевом конкурсе профессионального мастерства.
Заключительный этап конкурса прошёл в конце минувшей недели в Доме культуры железнодорожников узла Ярославль-Главный. Первые два этапа состоялись в Ростове-на-Дону и Санкт-Петербурге.
«Вы все уже победили, вы лучшие как минимум в своих дирекциях», – напутствовал участников начальник Управления механизации Центральной дирекции инфраструктуры Роман Грачёв. И добавил азарта, пообещав, что лучший машинист уедет из Ярославля с ключами от новенького снегоуборочного самоходного поезда (ПСС).

Кто окажется счастливчиком? Может, железнодорожник, который сидит в соседнем кресле зрительного зала ДКЖ? В коротком перерыве между видеопрезентациями команд знакомимся: машинист Роман Ткачук с Калининградской.

– Так у вас там снега-то вроде мало. Как же вы на снегоуборочных работаете? – спрашиваю его.
– А мы универсалы, – потирает усы Роман. – И путь ремонтируем, и путевые машины… Ну и с «эсэмкой» (снегоуборочная машина. – Ред.), наверное, справлюсь. Боязно, конечно. Вдруг придётся в уборке снега соревноваться? У нас его и вправду уже несколько лет не было, это у вас на Северной вон сколько…
– Волнуюсь, как перед экзаменом, – признаётся на следующий день техник-расшифровщик с Горьковской дороги Елена Смирнова по дороге на путевую машинную станцию № 319 – место проведения практической части конкурса. – Не успела подготовиться, неделю с температурой провалялась. Вся надежда на опыт.

В ПМС-319 машинисты облачаются в спецодежду и сигнальные жилеты, проходят инструктаж, предрейсовый медосмотр на программно-аппаратном комплексе «Вессолинк» (такой есть только в Северной дирекции) и отправляются к снегоуборочной машине СМ-2М.

Первое задание – выявить и устранить неисправность электрической цепи управления рабочими органами. В кабину поднимается конкурсант. В его распоряжении отвёртка, плоскогубцы, гаечные ключи, мультиметр и 10 минут времени. Задача – завести двигатель в ситуации, когда кнопка запуска не работает. Первому тяжелее всех: на него наставлены объективы фото- и телекамер. Он заметно волнуется и не успевает найти неисправность.

Каждому следующему участнику по жребию достаётся своя нестандартная ситуация: короткое замыкание в цепи управления рыхлителем, «подгорели» контакты магнитного пускателя, «завоздушен» дизель… Стресс уже не такой сильный, и с заданием все справляются.
– 47 секунд! – смотрят на секундомер и не верят глазам организаторы. Меньше минуты потребовалось машинисту Юрию Трофимову с Юго-Восточной дороги, чтобы отыскать «потерянный» контакт в разъёме стоп-устройств и остановить двигатель. Абсолютный рекорд.

На выполнение второго задания – найти как можно больше неисправностей и недочётов технического состояния той же СМ-2М – отведено столько же времени.
– А если найдём больше? – шутит кто-то на старте.
– Будем только рады, – смеются хозяева «эсэмки». – Машина на гарантии, отправим на ремонт.

Вооружившись бланками и авторучками, конкурсанты идут вдоль ярко-оранжевых полувагонов. Замечаний – только успевай записывать. Там крышка не закрыта, здесь цепь конвейера слабо натянута… Кто-то находит всего пять неисправностей, а машинист Александр Степанов с Красноярской больше всех – 16!

Расшифровщики тем временем заняты своим обычным делом – проверяют файлы поездок, выявляя нарушения в действиях бригад. Но для них приготовлено и не совсем обычное задание: повторить на тренажёре действия машиниста с приборами управления тормозами. Расшифровщик должен в кабине путевой машины ориентироваться, как у себя на кухне, иначе какой же он профессионал, объясняют организаторы. Профессионалы тут все, так что с краном машиниста справляются.

Те, кто уже «отстрелялся», беседуют в коридорах за жизнь, делятся опытом, дают интервью.
– Наша работа усидчивости требует, она не для мужчин, – отвечает техник-расшифровщик с Красноярской магистрали Ольга Калинина на вопрос тележурналиста, почему в номинации участвуют в основном женщины.
– Тут всё от темперамента зависит, – не соглашается с ней Андрей Долгов с Дальневосточной. – Холерикам тяжело целый день за компьютером, зато сангвиникам – в самый раз.

Перед награждением победителей успеваю переговорить с участниками конкурса в других номинациях, которые соревновались в Северном учебном центре профессиональных квалификаций.
– Задания были интересные, творческие, – рассказывает инженер производственно-технического отдела Дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин Приволжской дирекции инфраструктуры Андрей Чеботарёв. – К примеру, нужно было выбрать одежду, соответствующую корпоративному стилю ОАО «РЖД». А ещё отредактировать распоряжение и протокол, подготовить компьютерную презентацию на заданную тему.
– А мы выявляли ошибки и недочёты в документации путевых машин и бригад, проводили замеры автосцепки подвижного состава, колёсной пары, рессорного подвешивания моторельсового транспорта, – загибает пальцы мастер участка производства СПМС № 335 той же дирекции Александр Мартьянов. – Вообще-то эти измерения производят вагонники, но я как руководитель среднего звена тоже должен знать все допуски. Думаю, этот конкурс пойдёт на пользу нам всем независимо от результатов: теперь сами видим свои сильные и слабые места.

Но результаты тоже важны. Ключи от ПСС № 90 достаются Сергею Шутову из Свердловской дирекции – в придачу к диплому «Лучший машинист комплекса снегоуборочных машин» и денежной премии.
– Надеюсь, на нём и буду работать, – говорит Сергей. – На конкурсе были достойные соперники, думал, что найдутся специалисты лучше меня: были промахи, недочёты, ошибки. Но повезло. Что бы я сказал молодёжи? Что машинист – это профессия, которой стоит гордиться и благодаря которой можно хорошо зарабатывать на жизнь. За последние два года я сам обучил двух машинистов. Мне нравится передавать опыт тем, кто хочет стать профессионалом.
– Я работаю расшифровщиком четыре года, а до этого около 20 лет был машинистом, – рассказывает лучший в хозяйстве механизации техник-расшифровщик Игорь Никитин (Северная дирекция). – Думаю, опыт машиниста и помог мне победить в этой номинации. Кем интереснее работать? Расшифровщиком. Женская или мужская это профессия? Желательно, чтобы действия бригад специального самоходного подвижного состава проверял мужчина, знающий специфику работы этой техники. Лучшие кадры получаются именно из машинистов.

Лучшим инженерно-техническим работником признан заместитель начальника отдела Красноярской дирекции Игорь Мацыбаров. Лучшим руководителем среднего звена – начальник участка Забайкальской дирекции Игорь Гнездилов. А Кубок по итогам всех трёх этапов сетевого конкурса отправился на Восточно-Сибирскую дорогу. Он станет переходящим.

Николай Порецкий,
соб. корр. «Гудка»
Ярославль




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

Выбор редакции

Летний призыв