07 декабря 2019 10:07

Вагон уходит в прошлое

Проект «Автономное устройство регистрации» (АУР) разработан специалистами отделения «Автотормозные системы» АО «ВНИИЖТ». По мнению экспертов, он не имеет аналогов на пространстве колеи 1520 мм.
По словам заведующего отделением «Автотормозные системы» Ралифа Абзалова, устройство АУР предназначено для регистрации параметров пневматических и динамических процессов в грузовом поезде при проведении так называемых поездных испытаний первого, второго и третьего рода. Их обычно проводит владелец инфраструктуры.

Поездки первого рода организуются по указанию ОАО «РЖД», чтобы опробовать как новую, так и модернизированную тормозную технику, разработать, уточнить и проверить нормативы и правила эксплуатации тормозов. Для создания инструктивных указаний, учитывающих местные условия по управлению тормозами, а также для того чтобы проверить их действие и соблюдение правил эксплуатации проводятся поездки второго рода. На этот раз – по указанию начальника дороги, руководствующегося общесетевыми инструкциями. Наконец, поездки третьего рода проходят не реже одного раза в квартал по утверждённому начальником дороги графику. Их задача – контроль за соблюдением правил управления тормозами, состоянием тормозного оборудования.

Как видим, объём работ достаточно велик. Сейчас для проведения таких поездок в состав испытуемого поезда включают тормозоиспытательный вагон-лабораторию, оборудованный специальной аппаратурой. Она регистрирует параметры процессов, протекающих при торможении. Полученные данные начальник вагона-лаборатории обрабатывает и формирует отчёт.

Существенны затраты на содержание и обслуживание такого вагона (техническое обслуживание, деповской ремонт, капитальный ремонт), на заработную плату проводников и инженерно-технического персонала, обновление и поверку средств измерений. К тому же лаборатория может располагаться только в «голове» или «хвосте» поезда, что ограничивает возможность получения информации о функционировании всей тормозной системы состава. Наконец, и это является, пожалуй, главным – необходимость ручной обработки большого массива данных и сложность интерпретации полученных результатов.

Всё это привело специалистов научно-исследовательского института к идее создать устройство, которое должно полностью исключить использование в опытных поездках тормозоиспытательных вагонов. Оно должно быть энергонезависимым и в случае необходимости располагаться в любом месте опытного состава. Так появился проект «Автономное устройство регистрации».

Полноценный комплект устройства включает от двух до десяти блоков, а также специально разработанный программный комплекс «Параметр» – совместный продукт отделения «Автотормозные системы» и центра математического моделирования АО «ВНИИЖТ». Он способен автоматически расшифровать данные измерений, полученных с АУР, проанализировать их, рассчитывать показатели деятельности тормозной системы, оценивать их соответствие нормативным требованиям. А затем всё перечисленное «упаковать» в готовый отчёт с возможностью визуализации полученных результатов.

На основании отчёта подготавливаются и уточняются нормативы и правила эксплуатации тормозов, в том числе и те, что учитывают местные условия и схемы формирования поездов, проверяется эффективность тормозов в пути, контролируется соблюдение правил управления ими и состояние оборудования.

Даже минимальный комплект (два блока АУР и «Параметр») способен заменить тормозоиспытательный вагон, а также целый штат инженеров-расшифровщиков. Вдобавок – полная автономность в течение не менее 16 часов.

Испытательный комплекс позволяет производить замеры в нескольких сечениях поезда, а сам проверяемый состав можно переформировать в любой момент. В каждом сечении можно фиксировать до 10 параметров, включая показатели работоспособности тормозной системы и продольно-динамических сил, а в будущем и показатели динамики подвижного состава и его воздействия на путь.

В настоящее время отделение «Автотормозные системы» проводит испытания опытного комплекта автономного устройства регистрации. Предполагаемый объём внедрения АУР будет равен количеству тормозоиспытательных вагонов, которые сейчас эксплуатируются на сети железных дорог. Использовать эти устройства будут структурные подразделения Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД».

Владимир Иванов




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        

Выбор редакции

Летний призыв