25 января 2020 14:23

Потомок Рюрика – железнодорожник

В наследство будущим поколениям Михаил Хилков оставил развитую сеть стальных магистралей

В строительство Транссибирской магистрали, 100-летие окончания которого наша страна отмечает в этом году, внёс огромный вклад Михаил Иванович Хилков.
Олег Наумов, доктор исторических наук
За 10 лет, которые он возглавлял Министерство путей сообщения Российской империи, протяжённость сети железных дорог увеличилась с 35 до 60 тыс. км. Благодарные потомки об этом помнят. По инициативе ОАО «РЖД» ему установлен памятник на станции Сонково Октябрьской дороги.

Не пропадает интерес к личности этого человека, стараниями которого были заложены многие традиции в отрасли. Поэтому мы решили рассказать о малоизвестных фактах его биографии. Так, например, мало кто знает, что он потомок древнейшего на Руси рода Рюриковичей, которые внесли неоценимый вклад в создание нашего государства. Об этом пишет в своей книге «История рода князей Хилковых» Олег Наумов, с которым мы сегодня беседуем.

– Олег Николаевич, для начала хотелось бы понять, что заставило вас обратиться к истории семьи Хилковых?
– В начале 90-х годов я работал над книгой о современных потомках дворянских фамилий. В их числе были и князья Хилковы. Это один из самых старых родов России, ему более 1100 лет. Князья Хилковы упоминаются в древних летописях, например Лаврентьевской. В 1555 году они были записаны в Государев родословец. Так называлась первая на Руси родословная книга, где значилась вся русская элита. Однако эта династия была очень мало изучена. Я стал этим заниматься вместе с её потомком Борисом Хилковым. Сейчас его, увы, уже нет в живых.

– А как вообще появилась фамилия Хилков, с чем это связано?
– Начну с того, что в XIII веке жил князь Иван по прозвищу Каша – один из многочисленных сыновей знаменитого великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. В 1238 году от своего брата князя Ярослава Всеволодовича он получил во владение город Стародуб-на-Клязьме, что примерно в 100 км от Владимира. И его потомки стали именоваться князьями Стародубскими. На рубеже XIV–XV веков стародубский князь Иван Андреевич по прозвищу Ногавица, отец которого был сподвижником Дмитрия Донского, получил во владение село Ряполово неподалёку от Суздаля. И стал зваться князем Ряполовским. Его правнук князь Иван Фёдорович отличался слабым здоровьем, поэтому его прозвали Хилок. А уже его потомки сначала именовались князья Хилковы-Ряполовские, а потом просто князья Хилковы.

– Древо Рюриковичей расходится на множество ветвей: Долгоруковы, Шаховские, Ромодановские, Оболенские… Эти фамилии известны всей России. А вот о Хилковых знают меньше. Почему так?
– Прежде всего замечу, что Хилковы – род малочисленный. С XV века и по сегодняшний день он насчитывает всего 89 мужчин. А в роду, например, князей Голицыных более тысячи человек. Понятно, чем меньше род, тем меньше ярких его представителей. Однако большое заблуждение считать род Хилковых заурядным. Их колыбель – Стародубское удельное княжество, оно 150 лет сохраняло свою самостоятельность. А для этого князья должны были обладать военной силой, политической волей. После вхождения в состав Великого княжества Московского Хилковы занимали видные посты и имели высокие чины. Среди них были бояре, воеводы, дипломаты, государственные чиновники. Конечно, род переживал взлёты и падения. Например, в конце XVII века они породнились с Романовыми. Царь Алексей Михайлович был женат на Марии Милославской, а её мать в девичестве была княжна Хилкова. Но в XVIII веке Хилковы уже не занимают такого высокого положения. Только Андрей Яковлевич Хилков, лично известный Петру Великому, стал послом в Швеции, но в разгар Северной войны он был арестован и много лет провёл в шведском плену. Дед Михаила Ивановича дослужился до командира полка. Отец его был коллежским советником. Благосостоянием они тоже не отличались. Хотя как считать… Имение Хилковых при селе Синёво-Дубровино насчитывало 737 га земли и почти 900 душ крепостных, а вместе с женщинами – около двух тысяч человек.

– В 14 лет юный Хилков поступил в Пажеский корпус. Это было привилегированное учебное заведение, где получали образование и воспитание представители знатных родов России. Потом Михаил Иванович служил в Министерстве иностранных дел. Перед ним открывалась блестящая дипломатическая карьера. Но он в конце концов стал железнодорожником. Чем можно объяснить его выбор?
– Михаил Хилков был очень активным человеком с широким кругом интересов. Но, думаю, дипломатия с её ритуальностью, осторожностью в суждениях и поступках мало ему подходила. Его влекли путешествия, общественная жизнь, технические новинки. Он не мог не интересоваться и железной дорогой, которая в то время воплощала всё самое передовое. С её появлением стали стремительно меняться самые разные сферы – от экономики до частной жизни. Казалось бы, вчера ты мог добраться из города в город только на лошадях, как вдруг появляются паровозы, и прежние несколько дней пути превращаются в часы. Благополучие людей, губерний, уездов стало зависеть от того, пройдёт там железная дорога или нет.

– Князь Хилков прошёл удивительный для своего сословия путь. В молодости работал кочегаром, помощником машиниста в Америке, в Англии устроился слесарем на паровозный завод в Ливерпуле. Потом был помощником машиниста на Одесско-Балтийской железной дороге, старшим машинистом в Конотопе. Как-то это не очень аристократично…
– Что же здесь странного? Аристократ не обязательно сноб. В обществе считалось, что если ты аристократ, то должен оправдать принадлежность к высокой фамилии своими заслугами. Этим путём и шёл Михаил Иванович. Причём, познав на собственном опыте, насколько тяжёл труд железнодорожников, он неоднократно обращал на это внимание Николая Второго, стремясь улучшить условия их жизни. Хочу заметить, неординарность Михаила Ивановича не сделала его в высшем обществе белой вороной. Наоборот, это ценили в нём. Премьер царского правительства Сергей Витте называл его «совершенно исключительным человеком: с одной стороны, он был представителем высшего общества, а с другой – прекрасно знал железнодорожное дело, всё, что касается паровозов». Императрица Мария Фёдоровна приглашала Михаила Ивановича на чай, что означало доверительное общение. Известно, что перед тем как назначить его на пост министра путей сообщения, рассматривалась другая кандидатура, против которой Витте категорически возражал. Николай Второй спросил его: «А кого же предполагаете вы?» Тот ответил: «Князя Хилкова». «Я его не знаю», – сказал император. Тогда Витте попросил поговорить о нём с императрицей, которая, видимо, и дала Хилкову отменную характеристику.

– Какие люди оказали влияние на формирование личности будущего министра?
– Его масштабность и неординарность – это прежде всего природная одарённость. Однако свою роль сыграл и домашний учитель Хилкова – Эдуард Циммерман, кстати, тоже потомок древнего дворянского рода. Это был писатель, сотрудничавший с «Отечественными записками», «Русским словом», он придерживался либеральных идей и, вероятно, побуждал молодого князя к познанию мира и самого себя. Вместе они в 1862–1864 годах совершили путешествие по Европе и Америке.
Михаила Ивановича часто сравнивают с его двоюродным племянником Дмитрием Александровичем. Тот был тоже очень ярким человеком, толстовцем, землепашцем. Однажды он приехал в Ясную Поляну повидаться с Львом Толстым. Одна из дочерей писателя вспоминала, как увидела перед собой человека в крестьянской одежде, осанка и манеры которого выдавали человека непростого. Оказалось, это был князь Дмитрий Хилков. В 1855 году он продал землю крестьянам по цене 25 руб. за десятину – и это при средней её стоимости 400 руб. В своём доме устроил крестьянский центр, где собирались крестьяне, либеральная интеллигенция. Кстати, Михаил Иванович в молодости служил в земстве. Но отношения с властями Тверской губернии у него не задались: вместе с другими либералами он протестовал против продажи земли крестьянам на невыгодных для них условиях.
Всё это говорит о том, что Михаил Иванович воспринял лучшие идеи своего времени, связанные с надеждами на переустройство русской жизни после отмены крепостного права. Какой она должна стать, никто тогда толком не знал. Общество вело бесконечные дискуссии о будущем. Причём страсти кипели нешуточные. А Михаил Хилков мыслил путь новой России как страны просвещённой и промышленно развитой.

– Вы часто объясняете те или иные поступки Михаила Ивановича ситуацией в России. А есть ли тому документальные подтверждения?
– Когда я изучал биографию Хилкова, то поразился скудности документов. Если о его деятельности на посту министра путей сообщения свидетельствуют официальные материалы, есть воспоминания его современников, то о молодости Хилкова, его личной жизни известно очень мало. Мемуаров он не оставил. Видимо, не успел их написать.
После отставки с должности министра путей сообщений он возглавлял Российский Красный Крест, в качестве члена комитета при Министерстве внутренних дел занимался оказанием продовольственной и врачебной помощи населению, пострадавшему от неурожая… При столь обширной деятельности, думаю, трудно было найти время для кропотливой работы над воспоминаниями. А его архив исчез. Сохранилось немногое – в основном письма, которые ему присылали инженеры из России и из-за границы с просьбой устроить их работать на железную дорогу. И это всё!
Думаю, что личные документы министра были утрачены в 1920 году. К тому времени Михаил Иванович, его жена и все пятеро детей уже умерли. Однажды на барахолках Петрограда стало появляться изысканное столовое серебро с гербами, им заинтересовались в уголовном розыске. Выяснили, что посуду украшает герб князей Хилковых. А потом нашли разграбленную квартиру недавно умершего сына Михаила Ивановича. Возможно, при разграблении квартиры погиб и архив семьи. Но хочется верить, что однажды всплывут неизвестные ранее документы и мы откроем новые грани личности этого удивительного человека.
Хорошо, что о Михаиле Ивановиче не забывают. Так, в Сонковском районе Тверской области, где находилось его имение, по инициативе и на средства ОАО «РЖД» установлены два памятника этому человеку. На их открытии присутствовали родственники Михаила Ивановича. Один из них, Дмитрий Хилков из Ульяновска, ещё молодой человек, как-то написал мне: «Я постараюсь, чтобы род Хилковых продолжился».

Беседовала Наталья Кузина




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        

Выбор редакции

Летний призыв