05 апреля 2020 23:51

Не один в поле воин

В компании выстроена вертикаль общественного контроля

В прошлом году ОАО «РЖД» и Роспрофжел совместно утвердили Положение об общественном контроле за обеспечением безопасности движения поездов и эксплуатации железнодорожного транспорта. Функция по контролю была возложена на отраслевой профсоюз. О том, какие изменения произошли в сфере безопасности движения после начала действия положения, наша сегодняшняя беседа.
Сергей Железнов, заместитель председателя Роспрофжела, председатель Центрального совета общественных инспекторов по безопасности движения
– Сергей Петрович, на сети и раньше действовал институт общественных инспекторов. Что изменило новое положение и чем вызвано то, что отраслевой профсоюз активизировал свою работу в этой сфере?
– Главный акцент делается сейчас на человеческом факторе, на профилактике нарушений на уровне линейных предприятий. Потому что источник проблем находится именно там. Миссия профсоюза состоит в том, чтобы организовать общественный контроль на линейном уровне. В прошлом году Роспрофжел взял на себя руководство институтом общественных инспекторов по безопасности движения. Раньше этим занимался аппарат ревизоров по безопасности движения ОАО «РЖД». Оптимизирована и численность общественных инспекторов: из 40 тыс. человек осталось лишь 7,5 тыс.

– Значит, кандидатуры на должности общественных инспекторов отбираются по принципу «лучше меньше, да лучше»?
– Мы стараемся отбирать профессионалов, людей с активной гражданской позицией. Общественными инспекторами становятся по личному желанию. Человек пишет соответствующее заявление в профсоюзную организацию, после этого его кандидатуру обсуждают на профсоюзном или общем собрании коллектива и голосуют. Затем он проходит обучение. Для этого совместно с Центральным советом общественных инспекторов разработана специальная программа. Свою лепту в это внесли также 65 территориальных и 17 дорожных советов общественных инспекторов по безопасности. На сегодняшний день все 7,5 тыс. вновь избранных инспекторов прошли подготовку.

– Можно ли говорить о каких-то результатах работы общественных инспекторов в новом формате?
– Главное, что сегодня институт общественных инспекторов изменился качественно. Приведу наглядный пример. Прекрасную подготовку и высокую компетентность продемонстрировали в своих выступлениях на совместном заседании Центрального совета общественных инспекторов и Общественного совета Ространснадзора машинист электровоза эксплуатационного локомотивного депо Москва Октябрьской дирекции тяги Владимир Булат и монтёр пути Московско-Ярославской дистанции пути Владимир Бузин.
Только за первое полугодие общественные инспекторы провели более 64 тыс. проверок, при этом выявили более 175 тыс. нарушений ПТЭ, норм содержания инфраструктуры, подвижного состава. По требованию общественных инспекторов устранено свыше 165 тыс. нарушений, внедрено более 1300 предложений, направленных на повышение безопасности движения поездов, применены 2803 запретные меры.

– Мотивация здесь играет какую-то роль?
– Играет, не самую главную. В совместном с ОАО «РЖД» документе мы определили в качестве поощрения три дополнительных дня к основному отпуску. Кроме того, профсоюзная организация имеет возможность выписать небольшую премию, предоставить путёвку, отметить работу лучших общественных инспекторов с помощью наглядной агитации, да и просто поддержать добрым словом. Ведь когда человек чувствует, что его работа не остаётся незамеченной, это для него бывает важнее материальных факторов.

– А как на общественный контроль реагируют руководители предприятий?
– Нужно признать, что любое замечание в свой адрес руководством воспринимается достаточно болезненно. И соответствующие сигналы с мест об этом в наш адрес поступают. Но работа общественного инспектора не предполагает прямого контакта с руководителем предприятия или подразделения. Он ведёт рабочий журнал, куда вносит свои замечания и следит за тем, чтобы они своевременно устранялись.
Мы нацеливаем общественных инспекторов прежде всего на борьбу с халатностью и недобросовестным выполнением своих обязанностей работниками. К примеру, 12 июля общественный инспектор, инженер технического отдела Дальневосточной дирекции по ремонту пути Алексей Бойко на производственной базе ПМС-74 станции Ин выявил ряд нарушений правил учёта, хранения тормозных башмаков и пользования ими. После этого с персоналом были проведены технические занятия и разъяснительная работа, поскольку здесь налицо простая расхлябанность и пренебрежение своими обязанностями.

– Насколько тесна обратная связь между инспекторами и командирами производства?
– Её нам ещё нужно выстраивать. Необходимо проводить на предприятиях совещания с общественными инспекторами, а также встречи руководителей с ними в индивидуальном порядке, чтобы каждая сторона могла высказать напрямую своё мнение и пожелания. Всё это у нас уже частично делается. Да и многие руководители понимают, что от замечаний в рабочих журналах нельзя отмахнуться или вообще их проигнорировать.
Нарушения, которые требуют незамедлительной реакции, как правило, устраняются сразу же, по горячим следам. Примеры этого также есть. Так, 6 июня общественный инспектор Александр Хоменко в ходе проведения внеплановой проверки состояния пути на перегоне Платовка – Новосергиевская Южно-Уральской дороги выявил «куст» из четырёх неисправных шпал. После этого там сразу же ограничили скорость движения поездов. А 8 июня общественный инспектор по безопасности движения, оператор дефектоскопной тележки Шимановской дистанции пути Забайкальской дороги Владимир Волков, работая на перегоне Берея – Шимановская, заметил при прохождении грузового поезда неестественный крен рефрижераторного вагона, о чём тут же сообщил диспетчеру. В Шимановской поезд остановили. При осмотре был выявлен излом скользуна тележки, и вагон отцепили. Так что обратная связь на «низовом» уровне в большинстве случаев работает как надо.

– Общественные инспекторы как-то защищены от неправомерных действий со стороны руководства подразделений и коллег по работе?
– Профсоюзная организация обязана защищать любого работника, в том числе и общественного инспектора, в случае ущемления его прав и притеснения. Теперь и в Коллективный договор ОАО «РЖД» включён пункт о том, что без согласия профкома руководитель не может привлечь общественного инспектора к дисциплинарной ответственности, а уж тем более уволить. Первичная организация должна объективно разбираться в конфликтных ситуациях и решать, кто прав, а кто виноват в каждом конкретном случае. При этом очень важно вовремя заметить назревающий конфликт и постараться нивелировать его на начальных стадиях, не доводя до критической. Но и сам общественный инспектор должен понимать, что он не «один в поле воин» и всегда может обратиться за помощью в свою профсоюзную организацию или в совет общественных инспекторов по безопасности движения.

– Что собой представляют советы общественных инспекторов и какова их задача?
– Изначально система общественных инспекторов и задумывалась как саморегулируемая структура, которая могла бы своими силами решать все проблемы и конфликты в сфере обеспечения безопасности движения. Ведь охватить все возникающие на местах вопросы из центра просто невозможно. Поэтому-то на местах всем этим и должны ежедневно заниматься 65 территориальных советов общественных инспекторов – это их главная задача. В их состав входят и ревизоры по безопасности движения. Кстати, советы общественных инспекторов зачастую устанавливают, насколько квалифицированны и обоснованны замечания инспекторов, и в случае необходимости вмешиваются в ту или иную ситуацию.

– В составе этих советов работают и ветераны-железнодорожники?
– Да. Многие ветераны обижаются, если их не привлекают к участию в общественной жизни и работе предприятий и не используют их богатый профессиональный опыт. Мы учли это в новом положении о советах общественных инспекторов, теперь в них могут участвовать и ветераны. Несмотря на возраст, это люди очень активные, душой болеющие за производство. От них поступает много дельных предложений в плане обучения молодых коллег, проведения проверок. Так, в состав Центрального совета вошёл бывший заместитель начальника департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Валентин Кузьмич Иванов. И мы благодарны ему за то, что он принял активное участие в разработке Положения о работе общественных инспекторов, а также в составлении перечня вопросов для проведения проверок по основным хозяйствам.

– Вообще, каким должен быть общественный инспектор по безопасности движения?
– На него возлагаются очень сложные и разноплановые задачи. Поэтому он должен обладать авторитетом в коллективе, иметь подход к каждому из своих сослуживцев, быть в определённой мере психологом, а если потребуется, и наставником для молодых коллег. Я думаю, никто не оспорит тот факт, что за последнее время влияние общественных инспекторов на процессы, которые происходят в рабочих коллективах, и на безопасность движения поездов возросло в разы, несмотря на существенное снижение их численности. Мы рассчитываем и в дальнейшем на большую отдачу от этой вертикали общественного контроля.

Беседовал Сергей Евсеев




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30