01 апреля 2020 17:31

Долгий путь домой

Чтобы его пройти, Галине Падериной пришлось 33 года провести на колёсах

Бывают в жизни встречи, след от которых навсегда остаётся в душе. Проходит время, стираются детали, а память вновь и вновь возвращается к человеку, с которым однажды, казалось бы, случайно свела тебя судьба. Впрочем, в нашей жизни ничего не бывает случайного, и моё знакомство с проводницей Галиной Андреевной Падериной словно было предопределено.
– Доча, ты откуда едешь? – вопрос вырывает меня из несмолкающего гула вокзала Новосибирск-Главный. Пожилая женщина с таким сиянием искреннего интереса в глазах, что расположит к себе любого!
– Из Черепанова.

Всплеск руками. Вскрик радости, и моё изумлённое лицо...
– Из Черепанова! Да у меня ж там лучшая подруга живёт!

Скоро выясняется, что общительную женщину зовут баба Люба. В прошлом – проводник: всю жизнь отработала! Спешит, тараторит, будто боясь не успеть:
– У меня ж инсульт был! Но выкарабкалась! А все думают, померла... И подруга моя Галя, наверное, так думает. А баба Люба живая! Ты можешь ей передать, что нормально всё теперь?! Можешь? Скажи: живая Любка. Помнит, как работали на колёсах! Сколько лет – сразу и не скажу! Много... Передашь ей? Гале Падериной.

Чудны дела твои, Господи! Но я действительно с самого детства знаю Галину Андреевну Падерину.


Идёт набор на курсы проводников

В далёком 1968 году профессия проводника была диковинной даже для «выросшего из рельсов» железной дороги Черепанова. Её обладатели среди местных встречались редко. Дело это было отчасти экзотическим: не каждому же на месте не сидится! Но и престижным.

А родившуюся и выросшую в маленьком сибирском городке девушку Галину дорога влекла всегда. Так мечтаешь о новых знакомствах, постоянно меняющейся картинке за окном, о возможности вновь и вновь быть кому-то и чем-то полезной... В то время её личное знакомство с профессиями стальной магистрали ограничивалось рассказами дяди, который трудился проводником. Но после окончания школы она решила ехать к тёте. В Алма-Ату. Мама, работница зверосовхоза посёлка Пушной, никогда сама не испытывавшая особой тяги к перемене мест, выбор дочери поняла и приняла: пусть попробует примерить на себя чужую сторону.

Галя отправилась за билетом. А на дверях черепановского железнодорожного вокзала увидела объявление: «Идёт набор на курсы проводников». И загорелась! Учиться её приняли без проблем. Кто откажет такой улыбчивой, услужливой, шустрой, что веретено, дивчине?! Она же почувствовала: попала в нужное время, в нужное место!

Это потом поймёт, что профессия не сахарная. Только для сильных, собранных, дисциплинированных. Которые, к примеру, в ответ на команду не по графику начальника поезда: «Через час отправляемся!», как солдаты, скажут: «Есть!» И подготовят всё требующееся для пассажиров в рекордно короткие сроки.

Понять-то поймёт, но о выбранном деле никогда не пожалеет. Вот и в 68-м, в первую свою поездку, отправилась, куда собиралась ехать после школы – в Алма-Ату. Так исполнением мечты отплатила ей покровительница-дорога. Именно в этой поездке Галина Андреевна познакомилась с единственным мужчиной своей жизни – будущим мужем Владимиром. А дорога оберегала её и впредь. Все последующие 33 года, что трудилась на её благо проводником.


Зять не нужен?!

Пассажир Владимир Падерин в юную проводницу Галю влюбился сразу. Всю поездку всеми силами старался завоевать её внимание. И обстоятельства к тому располагали! Даже какая-то мелкая поломка «кстати» в вагоне приключилась. Пока Галина призадумалась, чем бы лучше её исправить, Володя вмиг дело наладил. К Алма-Ате подружились так, что звонившая на одной из станций маме в Черепаново Галя пошутила в трубку: «Мамуль, тебе случайно зять не нужен?» Стоявший рядом влюблённый пассажир жарко закивал: он хотел быть вместе только с этой удивительной девушкой!

Но добиваться её пришлось несколько лет. И когда строптивая проводница согласилась выйти за него замуж, Владимир без раздумий перебрался из Алма-Аты в Сибирь. Работать стал трактористом на местной мебельной фабрике.

Между ними царило абсолютное доверие. Ревность не омрачала отношений этой пары. Хотя при работе, связанной с частыми разлуками, она – дело обычное.
– Мы оба однолюбы! – говорит Галина Андреевна, в её системе жизненных координат только так и возможно.

А как уважали Владимира коллеги-проводницы! Бывает, ждут не дождутся, когда же остановка на станции Черепаново. Это значило – обязательно придёт Володька Падерин, принесёт что-нибудь вкусненькое! Он готовил отлично. А зная, что Галинка едет, старался вдвойне. Завернёт всё, чтобы тёпленьким доставить, и мчится на вокзал. Стоял поезд минуты. Радости же увозил на года.

Двоих сыновей вырастили. В декретном отпуске с пацанами мама сидела самую малость. Она и на больничный за трудовые 33 года ни разу не сходила. Со спокойным сердцем оставляла Андрея с Санькой на заботливые руки бабушки и мужа. Впереди уже моргал зелёный семафор...
– В семье я была добытчиком, и родные это ценили, – объясняет Галина Андреевна.

В 1998-м Володи не стало. Тогда «женская часть» человеческой истории Галины Падериной завершилась навсегда. Хотя и было ей чуточку за 50...

Пора, когда появилась возможность погрузиться в детство, насладиться тем, как растут и меняются малыши, пришла с рождением внуков. Их у бабы Гали четверо. Всех нянчила, помогала поднимать на ноги. И любит до самозабвения.


«Доктор, оставьте колено!»

За это время сама прошла через тяжёлое испытание – лишилась ноги. К ампутации 16 лет назад привело внезапно развившееся сосудистое заболевание. Всё случилось так скоро, что плакавшая даже под операционным наркозом Галина Андреевна («Доктор, оставьте колено!») очнулась с полным пониманием – прежняя жизнь закончилась. Позади неустанность дорог и бодрящая суета вокзалов. Больше не будет вечного движения и всегда нуждавшихся в её помощи пассажиров. Нужно всё начинать заново.

Снова учиться ходить, представляя, что протез – это живая часть тебя. А ходить можно, только отрешившись от фантомной боли. Придётся сменить родной дом на квартиру. Потому что в одиночку ей не справиться со снегом, печкой, колодцем...

Денег на чёрный день проводница не откладывала. У неё каждое новое утро было светлым. Да и не умела она «накручивать дополнительный тариф» на чью-то просьбу привезти из поездки душистых южных фруктов или модный мохеровый шарф. Оттого левого дохода не имела.

За их домик удалось приобрести однокомнатную квартиру в черепановском «городке энергетиков». Всё в ней нуждалось даже не в ремонте – полной смене. Справилась.

А железная дорога тем временем не забывала проводницу Галю Падерину. Работать позвала обоих её сыновей. Старший, Андрей, теперь начальник поезда Новосибирск – Адлер. Младший, Саша, – путеец. Живут с семьями в пятнадцати минутах езды. В маме души не чают. Она же их два раза родила. Для мира. И для профессиональной династии.

...Привет от бабы Любы Галине Андреевне Падериной я, конечно, передала. Она улыбнулась грустно:
– Ну Люба! Никак от вокзалов оторваться не может! Она же почти живёт там. Сколько раз мне уже рассказывали! Ни семьи, ни своего угла толком создать так и не сумела. Вся жизнь на колёсах. А теперь на вокзале, где она как рыба в воде...

Ей, проводнице до самого донышка души, это состояние ой как знакомо! Однажды ехала за протезом на электричке и, когда голос из динамика сообщил: «Новосибирск-Главный», разрыдалась. Случайная попутчица бросилась было успокаивать: «Что случилось?» Она лишь рукой махнула: «Это жизнь моя...»

Но в последние годы Галине Андреевне здоровье не позволяет отлучаться далеко от дома. Вначале тяжело было. Потом смирилась. Больше не плачет.

Елена Воликова
Черепаново, Новосибирская обл.
Фото автора




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30