28 марта 2020 20:51

Миллион циклов испытания на прочность

Павел Тюрнин, заведующий отделом «Контактная сеть и токосъём» АО «ВНИИЖТ»

– Вы совместно с коллегами из корпорации «РОСНАНО» завершаете испытания бетонных опор контактной сети с композитным армированием и высокопрочного контактного провода из нового сплава для ВСМ. Чем это вызвано и что даст РЖД?
– На железных дорогах, особенно на тех участках, которые электрифицированы на постоянном токе, существует такой эффект, как утечки тока через металлическую арматуру опор в землю. В результате происходит так называемая электрокоррозия, приводящая к ослаблению прочности опоры и в конечном итоге к её разрушению. Новые опоры с композитным армированием ток не проводят, поэтому они будут надёжнее, да и прослужат дольше.

– А как их испытывали?
– Перед этим была разработана расширенная программа, которая включала все виды испытаний, которые можно провести на Экспериментальном кольце ВНИИЖТа и на сети дорог. По сути, мы подвергли новые опоры тем испытаниям, которые проходят стандартные железобетонные опоры на соответствие ГОСТам, и добавили к ним исследования на прочность при циклических нагрузках. Был проведён миллион циклов нагружения. А потом мы подвергали опоры статической нагрузке и отслеживали изменение характеристик. В результате был сделан вывод, что новые композитные опоры могут быть допущены для опытной эксплуатации на сети дорог.

– А что можно сказать о новом контактном проводе для ВСМ?
– Специалисты знают: чем выше скорость движения электроподвижного состава, тем сильнее должны быть натянуты контактные провода и несущие тросы. Чем сильнее натяжение – тем выше должна быть прочность. И здесь возникает проблема: существующие провода не обладают необходимым комплексом физических, механических и термомеханических свойств для высокоскоростного движения. Поэтому было решено создать провод из композита. Он представляет собой сердечник из напряжённых ниобиевых нитей в медной оболочке.
С ОАО «РЖД» был согласован объём испытаний опытных образцов этого провода и утверждено техническое задание. На сегодняшний день программа испытаний выполнена на 90%. В конце ноября мы планируем начать исследования новых образцов, которые сделаны по улучшенной технологии.
Основная цель разработки и испытаний композитного контактного провода – обеспечить отечественными материалами контактную сеть высокоскоростных магистралей в нашей стране. Давно известно, что одним из камней преткновения при высокоскоростном движении является именно система токосъёма. На постоянном токе это ограничительный фактор, никто в мире выше скорости 250 км/ч на постоянном токе обеспечить не может. На переменном токе, где большее напряжение и меньшие токи, обеспечить надёжный токосъём проще. Вместе с коллегами из «РОСНАНО» нам предстоит поработать в ближайшее время ещё и над этой проблемой. Думаю, что совместными усилиями мы её решим.

Беседовал
Карен Агабабян




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30