18 ноября 2019 14:07

«Стриж» меняет колею

Новый международный поезд с комфортом доставит пассажиров из Москвы в Берлин

17 декабря в первый рейс из Москвы в Берлин отправится новый международный поезд из вагонов производства Talgo. А пока он выполняет испытательные рейсы, в один из которых и отправился наш корреспондент.
Российским пассажирам подобные поезда уже знакомы – они курсируют под брендом «Стриж» между Москвой и Нижним Новгородом. Компактные вагоны испанского производства Talgo короче и ниже российских. Но главное их отличие – одноосная тележка, которая явлется элементом конструкции одного вагона и в то же время служит опорой для соседнего. А в трёх составах Talgo, которые будут эксплуатироваться в международном сообщении, есть и ещё одна функция, делающая их уникальными для нашей страны. На них установлена система изменения ширины колёсных пар под две колеи – европейскую и российскую. Это значит, что на границе между Россией и Европой поезду не придётся «переобуваться» в новые колёса.

Наш поезд отправляется с Белорусского вокзала ранним утром – тихо и без пассажиров. В этом рейсе специалисты ещё раз проверят, как работают системы жизнеобеспечения и безопасности поезда. А главная цель – испытание переводного устройства, установленного в белорусском депо Брест.

Чтобы запустить этот поезд на международный маршрут, потребовалось около двух лет подготовки – нужно было пройти сертификацию и получить допуск на инфраструктуру зарубежных государств (поезд проходит по территории трёх стран, не считая России).
– Проект не имеет для нас прецедента, потому что до этого в международном сообщении мы эксплуатировали только поезда, сформированные из отдельных вагонов, – поясняет начальник отдела научно-технического и инновационного развития Управления технической политики АО «ФПК» Алексей Залепухин. – А требования европейцев к отдельному вагону и полносоставному поезду сочленённого типа отличаются друг от друга. Так, предъявляются гораздо более строгие требования в части пожарной безопасности, к тормозной системе, автоматике, которая открывает-закрывает двери, и многому другому. Документы на допуск к инфраструктуре нужно получить в каждой стране, по территории которой проходит поезд. При этом свои требования и у государственных органов, которые осуществляют сертификацию, и у владельцев инфраструктуры, и у перевозчиков.

Тем временем в вагонах становится жарковато – от панелей отопления идёт горячий воздух. Микроклимат в поезде постоянно контролирует компьютер. Решив, что на улице очень холодно, он и включил обогрев на максимум. Систему перенастроили вручную, и через 15 минут микроклимат в поезде изменился.
– Поезд способен сам управлять системами жизнеобеспечения, – говорит поездной электромеханик Артём Войненко, – но исходные параметры должен задать человек. А потом следить за тем, как все системы работают. Тем более что в нашей стране есть свои особенности эксплуатации – у нас суровая зима, а поезд – южанин, он произведён в Испании.

Уже здесь, в России, в вагонном депо Москва-Киевская установили систему обогрева посадочных ступенек в вагонах. Они выдвигаются из-под кузова для посадки пассажиров, а потом уходят назад. При замерзании их иногда заклинивало.

По прибытии в Брест наш поезд отправляется в депо, где ему предстоит пройти через систему автоматического изменения ширины колеи.

Переводное устройство делает всё автоматически: поезд Talgo, заходя на него, приподнимается на несколько сантиметров специальными направляющими, нагрузка на колёса снимается, и в это время внутренними контррельсами изменяется расстояние между колёсами. Для наилучшего скольжения и меньшего износа опорных накладок скользуны при этом обливают водой.

Через несколько метров вагон, продолжая движение, опускается на рельсы с уже более узкой или широкой колеёй. На наших глазах за считаные минуты поезд перешёл с российской колеи 1520 мм на европейскую 1435 мм.

Обычный процесс «переобувания» поездов, конечно, намного зрелищнее. Однако и занимает около двух часов. Поезд полностью расцепляется, вагоны выставляют на два параллельных пути на некотором отдалении друг от друга – каждый возле четырёх исполинских домкратов. После небольшой подготовки они начинают медленно поднимать вагоны, оставляя вагонные тележки на рельсах. Пассажиров при этом не высаживают, они остаются внутри вагонов и с любопытством наблюдают за этим процессом из окон. После подъёма вагонов российские тележки выкатывают, а на их место устанавливают более узкие европейские. В этой операции заняты 26 человек. В это время пассажиры в вагонах проходят таможенный досмотр.

Установленное в Бресте устройство предназначено только для поездов Talgo и появилось на колее российского стандарта впервые. А в Испании оно давно зарекомендовало себя с лучшей стороны: там осуществляется переход с ещё более широкой колеи 1668 мм на европейскую 1435 мм. Для надёжной работы устройства в нашем холодном климате его обезопасили от снегопадов, построив ангар.

Испытательная поездка завершилась успешно. Осталось узнать, почему для поезда Talgo выбрано направление Москва – Берлин. Как поясняют в АО «ФПК», этот маршрут востребован, многие предпочитают ездить именно железнодорожным транспортом в Минск, Варшаву, Берлин. Первые пассажиры оценят удобство и комфорт этого поезда уже в декабре.

Как рассказал заместитель генерального директора АО «ФПК» Александр Петрунин, поезд будет находиться в пути от Москвы до Берлина 20 часов 14 минут. В настоящее время обычный поезд проходит это расстояние за 24 часа 40 минут. В международном поезде № 13/14 будет 20 вагонов, в том числе два с местами для сидения, но и те первого класса. Есть в нём удобства и для пассажиров с ограниченными возможностями. Поезд может взять на борт 216 пассажиров. На первом этапе он будет курсировать по маршруту Москва – Берлин два раза в неделю.

В честь запуска поезда билеты из Москвы в Берлин продаются по акции: пока их можно приобрести по цене от 5700 руб. Проезд от Москвы до Берлина на этом поезде будет стоить от 7 до 12 тыс. руб. в зависимости от категории выбранного места.

Поезду есть чем удивить и порадовать пассажиров, а главное – он способен с европейским комфортом доставить их из России в Европу и обратно.

Наталья Цыплёва
Москва – Брест




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        

Выбор редакции

Летний призыв