28 марта 2020 21:19

Как Дёма стала кинозвездой

Теледокументалисты рассказали об уникальной военной истории станции

РЖД ТВ сняло фильм о подвиге в тылу.




Близ небольшой станции Дёма на окраине Уфы, сияя начищенными до зеркального блеска чёрными боками, стоит монстр – паровоз «Феликс Дзержинский». В начале 40-х годов прошлого столетия таких в местном депо было два – самых мощных в то время, с весовой нормой для этого участка в 2 тыс. тонн. Когда Дёма стала основным связующим звеном между фронтом и тылом, норму увеличили до 3 тыс., но и тут паровоз её перевыполнял, водя поезда весом до 5 тыс. тонн. Всё, что можно и чего нельзя, выжимали из «Феликса» уфимские железнодорожники в годы войны. Они и сами работали на пределе человеческих возможностей.

Эти люди и техника стали героями фильма «Станция Дёма – подвиг в тылу», снятого документалистами РЖД ТВ.
– Наш шеф-редактор Валерия Ужейко часто находит истории, которыми хочет поделиться со зрителем, они словно созданы для фильма, – рассказывает руководитель группы спецпроектов РЖД ТВ Татьяна Гора. – Но не всегда это возможно. На телевидении одного лишь визуального факта мало, нужно его поддержать. Если, к примеру, о славном прошлом напоминает одна-единственная стела, то для фильма этого мало. А вот когда есть музей и уникальные экспонаты, когда краеведы готовы поделиться интересными фактами, продемонстрировать редкие документы и фотографии, то нам есть что показывать.

Военная хроника станции Дёма впечатляет. Эшелоны через неё шли сплошным потоком с интервалом в 2–3 минуты, зачастую дистанция между составами была не более 600 метров. К февралю 1942-го бригада локомотивного депо перевезла уже 1,5 млн тонн грузов. Работники станции сумели собрать немыслимые по тем временам 26 тыс. руб. на создание танковой колонны «Куйбышевский железнодорожник». А в конце 1941 года в расположенном неподалёку одноимённом посёлке была основана гвардейская 112-я Башкирская кавалерийская дивизия, давшая 78 Героев Советского Союза. Уфимские конники прошли от Дёмы до самого Берлина.

В Дёмском музее – подлинные экспонаты и копии, трофейные предметы, советское оружие, офицерские планшеты. Есть диорамы, фото- и документальные материалы, оружие, награды, личные вещи, предметы военного быта. В общем, съёмочной группе было где развернуться.

Однако та десятидневная командировка для корреспондента Андрея Беленького и оператора Виктора Капрова сложилась непросто. График был очень плотный. Из Башкирии ребята привезли материал не только для фильма о Дёме, но и практически для всех тематических линеек документального блока РЖД ТВ: о профессии оператора сортировочной горки и дефектоскописта, о мосте через реку Белую и др.

Уложиться в съёмочный график удалось благодаря усилиям продюсера Светланы Смирницкой. Ещё на этапе подготовки поездки она обзванивала всех, кого только можно, – запрашивала информацию, находила контакты, договаривалась о встречах и съёмках. И вся координационная работа велась из Москвы. Многое группа спецпроектов сделала своими силами уже на месте.
– Всего невозможно предусмотреть, практически всегда на площадке возникает что-то такое, что нужно обдумать тут же, принять решение и снять, несмотря ни на что, – замечает Татьяна Гора. – Основная нагрузка в этот момент лежит, конечно, на съёмочной группе. Ребятам приходится учитывать множество факторов и при этом помнить, что, проехав полстраны, возможности вернуться и переснять уже не будет. По словам Виктора Капрова, кадр могут загубить даже такие мелочи, как блик на музейной витрине. Для человека с камерой враги – тёмные помещения и яркое солнце, дающее «неправильные» тени. Ну а говорящий фон, отсутствие в кадре лишнего, да и облик спикера – за этим следит корреспондент. Он же должен настроить собеседника на интервью, помочь не волноваться перед камерой, задать вопросы, которые помогут рассказчику ясно и понятно изложить суть темы.

Итак, материал отснят, но работа на этом не заканчивается. Уже в редакции корреспондент внимательно отсматривает весь массив информации, расшифровывает прямую речь даже в самых неудачных дублях. После этого фильм приобретает предварительные очертания, решается, как подать тему, как рассказать о ней в рамках формата. Впереди ещё написание сценария, редактура, утверждение, озвучание, монтаж, графическое оформление, сведение звука… От замысла до эфира сюжет проходит через руки десятка специалистов.

Фильм «Станция Дёма – подвиг в тылу» увидел свет в октябре 2016 года. За 117-летнюю историю разъезд впервые представлен на экране. А ведь история станции Дёма – это история становления и развития железных дорог Башкирии и превращения маленького полустанка в стратегическую узловую станцию.

Елена Александрова




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30